15.11.2011 00:25
Общество

Составлен официальный рейтинг лучших учебных заведений Москвы

Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №256 (5632)
Читать на сайте RG.RU

Впервые составлен официальный рейтинг учебных заведений, по результатам которого школы получили дополнительное, и, заметим, очень солидное финансирование.

Общая сумма грантов - свыше 600 миллионов рублей.

Подход абсолютно рыночный. Допустим, рейтинги вузов, которые регулярно составляются, никаких преимуществ, а тем более в денежном выражении, вузам, которые стоят в первых строчках, не дают.

Московский департамент образования пока начал с общего образования. Власти впервые представили рейтинг школ, гимназий и лицеев. Оценивались они по двум критериям - результатам ЕГЭ и успехам олимпиадников. Всего в список попали 300 учебных заведений, но только первые 85 получат гранты - по 15,10 и 5 млн рублей.

Для родителей ничего неожиданного в рейтинге нет. В числе лучших - именно те школы, куда из года в год выстраиваются очереди на запись в первый класс. И те лицеи и гимназии, куда уходят после шестого класса самые талантливые ребята. Это, например, лицеи N 1535, "Вторая школа", центры образования N 57, N 109, N 548, N 64, N 218, школа "Интеллектуал", "Лига школ" N 1199 и некоторые другие.

Впрочем, не все эксперты согласны с тем, что для объективной оценки достаточно двух показателей. Наверное, стоит принимать во внимание и квалификацию учителей, и взаимодействие школ с вузами. В "Лиге школ"N 1199, допустим, почти все учителя с кандидатской степенью, а приглашенные педагоги - сплошь лекторы МГУ. И если бы этот показатель принимался во внимание, "Лига школ" сразу поднялась бы на несколько позиций вверх.

По мнению одного из членов комитета по образованию Госдумы, не учтена в рейтинге воспитательная функция школы, а образование - это все же обучение и воспитание. Так что школы, где есть ученики, состоящие на учете в отделах по делам несовершеннолетних, могли бы занять более скромные позиции в рейтинге.

Можно придраться к тому, что на равных оцениваются школы, которые набирают первые классы из детей - жителей микрорайона, и те, кто отбирает в седьмой класс по конкурсу самых лучших и мотивированных. Ясно, что хорошо учить всех подряд гораздо труднее, чем тех, кто выдержал конкурс при поступлении в школу.

Неплохо посмотреть, сколько именно олимпиадников подготовил педагог, и если это 2-3 человека, то честь и хвала такой школе. К примеру, в Белгороде в лицее N 38 работает математик Валентина Лычева, которая подготовила много победителей международных олимпиад. Еще ее ученики участвуют в Уральском турнире, Открытой Московской олимпиаде, Олимпиаде им. Леонарда Эйлера в Санкт-Петербурге. И если бы по этим критериям составлялся общероссийский рейтинг школ, то белгородский лицей был бы в числе лучших.

Как считают многие, высокий балл на ЕГЭ тоже далеко не всегда доказывает такое же высокое качество знаний. Скажем, в регионах Южного Федерального округа есть школы, откуда стобалльники выходят целыми классами. А на поверку выясняется, что они не могут даже писать без ошибок. Какая уж тут надежность ЕГЭ, как способа измерения.

Но все эти детали не умаляют главного - официально признано, что образование бывает разного качества. И тот, кто обеспечивает самое высокое - должен получать больше бюджетных денег.

К сожалению, в регионах для тех, кто хорошо учит, никаких привилегий пока нет. Более того, учителям даже самых лучших школ иногда приходится отправлять учеников на олимпиады за свой счет. В пермской школе N9 с физико-математическим уклоном припомнили, что учитель закладывал машину, чтобы купить билет и оплатить гостиницу ученику.

Местные власти неохотно финансируют участие школьников в конкурсах и интеллектуальных состязаниях. Логика у них такая: зачем тратить бюджетные деньги, если ученик не займет призовое место? Но даже участие в заключительном этапе, допустим, Всероссийской олимпиады, говорит об отличной школьной подготовке участника. И его учителя, безусловно, заслуживают поощрения.

Не случайно же на сайтах сильных московских школ названы не только победители, но участники олимпиад, а директора школ предлагают учитывать в рейтинге не только баллы ЕГЭ и призы на олимпиадах, но и количество детей, которые участвовали в интеллектуальных конкурсах.

И еще. Рейтинг показал не только самые лучшие школы, но и самые плохие. Если лучшим дали гранты, то кто скажет, что делать с плохими?

мнение

Сергей Менделевич, директор центра образования N 57, Москва:

- Надеюсь, что в следующем году будет и третий обязательный критерий - процент старшеклассников, которые принесли школе баллы. Одно дело, если в маленькой школе учится один успешный ученик, который из года в год побеждает на олимпиадах, и совсем другое, когда в большой школе высокие результаты показывает большинство учеников. Считаю, что надо учитывать не только участие школьников в Московской и Всероссийской олимпиаде, но и в других всероссийских конкурсах для творческой молодежи. По крайней мере, в 6-7, например, в конкурсе им.Вернадского, и директора школ написали об этом в официальном письме в департамент образования Москвы.

Очень важный вопрос - как потратить грант? Я уверен, что деньги должны пойти в фонд заработной платы для премий лучшим учителям, которые доказали высочайшее качество своей работы. Причем, стимулировать надо и педагогов, которые учили успешных учеников в начальных классах. И мы в своей школе уже всех их знаем. Эти учителя сумели поддержать интерес к учебе и дали хорошие базовые знания. Любые попытки регламентировать расходование грантов пойдут не на пользу школам.

Десятка лучших школ Москвы, которым дадут по 15 млн рублей :

Лицей N 1535,

Центр образования N 57,

Лицей "Вторая школа",

Гимназия N 1543,

Гимназия N 1514,

Школа N 179,

Школа-интернат "Интеллектуал",

Центр образования N 548 "Царицыно",

Лицей N 1502,

Лицей N 1303.

 

Двадцать пять, которые получат по 10 млн рублей

Центр образования N 654 им. Фридмана,

Школа N 2007 с углубленным изучением физики и математики,

Гимназия N 1518,

Лицей N 1580 при МГТУ им. Баумана,

Гимназия N 1567,

Школа N 1189,

Гимназия N 1534,

Центр образования N 218,

Лицей N 1511 при МИФИ,

Лицей N 1557,

Лицей N 1568,

Гимназия N 1529 им. Грибоедова,

Школа N 25,

Лингвистический лицей

N 1555 при МГЛУ,

Школа N192,

Центр образования

N 1479,

Школа N 91 РАО,

Лицей N 1581,

Лицей N 1546 "Плехановец",

Гимназия N 1576,

Школа N 1253,

Лицей N 1533,

Лицей N 1525 "Воробьевы горы",

Лицей N 1523,

Школа N 444 с углубленным изучением математики, информатики, физики.

 

Школы России, где больше всего призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников (за последние 8 лет):

Санкт-Петербург, физико-математический лицей

N 239 (159)

Москва, Специализированный учебно-научный центр им. Колмогорова при МГУ (145)

Челябинск, лицей N31 (81)

Москва, лицей N 1303 (79)

Санкт-Петербург , лицей Физико-техническая школа при Физико-техническом институте им. Иоффе РАН (78)

Москва, лицей "Вторая школа" (66)

Москва, Центр образования N 57 (66)

Екатеринбург, гимназия N9 (65)

Киров, Кировский физико-математический лицей (64)

Саратов, физико-технический лицей N 1 (60)

(По данным исследовательского центра Begin Group)

Образование