На старейшей российской киностудии "Ленфильме" открылась выставка "Как делается кино".
Сотни раритетных экспонатов нашли свое место в первом павильоне студии, том самом, где раньше был знаменитый на весь Петербург ресторан "Аквариум”.
Открывая выставку, генеральный директор Владимир Шайдаков заметил: "Ленфильм" всегда была закрытым местом для посторонних, сюда можно было попасть строго по пропускам. Сегодня у горожан появилась уникальная возможность оказаться в святая святых российского кинематографа". У авторов выставки еще один немаловажный мэсседж - напомнить ценность брэнда "Ленфильма".
Посетители шаг за шагом пройдут все этапы кинопроизводства - от сценарного замысла до премьеры. Можно заглянуть в кабинет редактора и даже стукнуть по клавише допотопной пишмашинки, присесть на стул в гримерной и, оглядывая фотографии загримированных актеров - Елены Соловей, Иннокентия Смоктуновского, Армена Джигарханяна, представить себя на их месте. Улыбку вызовет советская косметика, которую снимать приходилось репейным маслом и вазелином.
Неподалеку от уголка, воссоздающего квартиру Шерлока Холмса (все на месте - колбы-пробирки, курительная трубка и скрипка великого сыщика), кресло из фильма "Гойя, или Тяжкий путь познания", тут же на сундуке шляпа знаменитого испанского художника со свечой. Дальше - особо важный экспонат! - белоснежное полупрозрачное, украшенное стеклярусом платье. В нем Элизабет Тейлор снималась в фильме-сказке "Синяя птица", первом советско-американском проекте. Американскую звезду трудно было чем-то удивить - какие только костюмы она не носила, даже Клеопатры, но платья, которые сочинила для этой сказки ленинградская художница Марина Азизян, поразили ее. Киноманы, сохранившие подшивку журнала "Экран" за 76-й год, когда вышла "Синяя птица", могут найти фотографию Тейлор, с признательностью обнимающую Марину Азизян. И надо заметить - талия у знаменитой голливудской актрисы на момент съемок была явно меньше пресловутых 60 сантиментов. Кстати, поразительно тонка была фигурка и юной Анастасии Вертинской - судя по роскошному черному платью ее Офелии в легендарной "ленфильмовской" картине Козинцева "Гамлет", которое можно увидеть на выставке.
Представление о кино как о мире иллюзий наглядно демонстрируют макеты, использовавшиеся для комбинированных съемок: "игрушечных" размеров храм и модели боевых самолетов, с помощью которых снимались захватывающие воздушные баталии в одном из самых пронзительных фильмов о войне "Торпедоносцы" Семена Арановича.
Загадочный для непосвященных экспонат - скульптура человека в котелке и во фраке. Нет, это не герой фильма, а маленький памятник реальному человеку. Леонида Соломоновича Ривмана называли добрым духом и хранителем петербургской "фабрики грез". Всего лишь полтора года назад из жизни ушел этот человек, проработавший на киностудии практически с момента ее основания. Почти в каждом из 15 тысяч фильмов, созданных на питерской киностудии, есть его камера, его операторские трюки. Помните, как Золушка в один миг меняет поношенное платье на шикарный наряд, а тыква превращается в карету? Это дело рук Ривмана. Он знал Раневскую и Утесова, он был личным оператором наркомовской верхушки - на студию приезжали Киров, Жданов, Каганович, Тухачевский, чтобы в малом директорском зале решить судьбу того или иного фильма. По иронии судьбы и фантазии художника, именно он сыграл в фильме Сокурова "Молох" личного киномеханика Гитлера.
Отдельная часть выставки - техническая. Можно внимательно рассмотреть громоздкую звукозаписывающую аппаратуру, с помощью которой создавались фонограммы, осветительную технику, американскую камеру с ручным приводом, которой в 40-е годы снимали такие шедевры, как "Золушка" и "Маскарад". Помню, как Леонид Соломонович Ривман смеялся: "Узнали бы американцы, что у меня еще "жива" эта аппаратура - наверное, премию дали бы".
Обязательно стоит остановиться у монтажного стола, на котором клеились негативы великих картин. Рядом Раиса Лисова, монтажер с 1969 года показывает, как заправляли кинопленку, под руководством режиссера резали ее и склеивали отобранные фрагменты. На мониторе кадры из последнего фильма Валерия Огородникова ("Взломщик", "Барак") "Путина". Мелькают лица актеров, а я вспоминаю пророческую историю, связанную с этим фильмом: снимали его на острове Залита, где до недавнего времени жил последний российский старец отец Николай, у которого режиссер просил благословения на съемки "Путины". Ответ был краток: "Не надо". Но через семь лет Валерий Геннадьевич все-таки снял картину, ставшую для него прощальной. Режиссер умер в возрасте 54 лет, до последнего работая над фильмом.
Апофеоз выставки - материализованная во всевозможных премиях слава "Ленфильма". Здесь можно увидеть воочию те призы, которые держат киномастера на фестивалях: и нашу крылатую "Нику", и целый фестивальный "зверинец" - "медведя" Берлинского кинофорума, "леопарда" из Локарно, венецианского крылатого "льва". Есть и такие экзотические знаки мирового признания, как премия индийского кинофестиваля.
Выставка работает до 30 декабря в будние дни с 11 до 17 часов. Вход свободный.