15.11.2011 00:20
Происшествия

Верховный суд реабилитировал осужденного за захват заложников

Как не ответить за захват заложников
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №256 (5632)
Читать на сайте RG.RU

Нестандартное решение принял Верховный суд, фактически реабилитировав гражданина, который был осужден по одной из самых тяжких статей Уголовного кодекса - захват заложников.

Такое серьезное обвинение - это не просто очень большой срок в самых некомфортных местах отечественного Севера.

Захват мирных граждан не даст возможность осужденному, к примеру, выйти на свободу раньше срока по амнистии - на таких зэков никакие амнистии не распространяются. Да и погасят подобную судимость ох, как не скоро.

Условий, при которых гражданин освобождается от уголовной ответственности за лишение свободы мирных людей, несколько. Во-первых, заложники не должны пострадать, и их захватчик должен отпустить . Сделать он это может либо добровольно, либо по первому же требованию властей.

Да, есть еще одна немаловажная деталь - действия захватчика не должны содержать других составов преступлений - только захват и освобождение.

Фраза про освобождение злоумышленника от уголовной ответственности есть в 206-й статье Уголовного кодекса. Но эту сноску - последнюю фразу в статье - суды, как правило, не замечают и наказывают таких преступников по полной. Верховный суд еще раз напомнил , что есть настоящие захватчики людей и есть такие граждане, которых можно простить в полном соответствии с законом.

Кого может коснуться напоминание Верховного суда? Как ни странно - многих из тех, кому следствие вменяет статью о захвате заложников.

Надо сказать, что немалая часть из осужденных по этой уголовной статье - совсем не террористы. Как правило, это обычные граждане, которые нарушили закон либо по дурости, либо по пьянке, что, собственно, практически то же самое.

И дело, с которого все началось, - самое яркое тому подтверждение.

Приговором Западно-Сибирского окружного военного суда в прошлом году осудили мужчину, который захватил несколько человек в заложники.

Он совершил вот что. Вломившись в чужую квартиру и объявив гражданам , что они никуда не выйдут, злоумышленник выставил пленникам свое условие - он отпустит всех и уйдет сам, если их родственница, а его дама сердца, должна во-первых, отказаться от планов уехать из страны, а во-вторых, возобновить с ним прерванные отношения. Вот такая любовь в современном варианте. Алкоголь, плюс плохие фильмы, в которых герой все проблемы решает кулаками без оглядки на закон, сделали свое дело.

Дальше все было по-взрослому. На сообщение, что в городе захвачены заложники, мгновенно отреагировали все, кому положено, - скорая, милиция, спецслужбы, пресса.

Дом, в одной из квартир которого держали заложников, был блокирован. Жильцов под белые ручки вывели на улицу и велели держаться подальше. Профессионалы в погонах начали переговоры с захватчиком.

Спустя пару часов к подъезду оперативно привезли отца злоумышленника. Сначала он уговаривал сына сдаться и отпустить заложников. Смог уговорить сына лишь на обмен - себя на одного из удерживаемых граждан.

После почти суток нервотрепки все закончилось благополучно - удерживаемые граждане были отпущены. Захватчик сдался и был выведен из подъезда в наручниках.

Результатом всей этой истории было много шума, выпитые литры успокоительного лекарства и ругань спецслужб, что их дергают по таким "гражданским" поводам. "Террориста" осудил суд именно за захват заложников. Но Верховный с таким вердиктом не согласился, и его Военная коллегия, указав на 206-ю статью, смягчила мужчине наказание.

Подобных захватчиков заложников, по утверждению самих сотрудников органов, не мало. Сажать их рядом с профессиональными террористами было бы не правильно.

Суд Верховный суд