16.11.2011 14:33
Экономика

Эксперты: Дальневосточные таксисты не спешат выполнять федеральный закон

Читать на сайте RG.RU

Прошло два с половиной месяца с того момента, как деятельность такси в стране стали регулировать новые правила. Как отразилось нововведение на рынке услуг извоза, выясняли корреспонденты "РГ".

Подкопить на будущее

Стоимость проезда на такси в Якутске взлетела сразу же, как только федеральный закон вступил в силу. Уже 1 сентября за проезд по центру города пришлось выкладывать 120 - 130 рублей вместо привычных ста, а за поездку в окраинные микрорайоны цена поднялась сразу на 50-70 рублей.

Диспетчеры таксомоторных служб, которых в маленьком городе насчитывается около ста, терпеливо объясняли недоумевающим пассажирам:

- Машины теперь придется перекрашивать, покупать отличительные знаки, таксометры, организовывать медосмотры водителей. Все это стоит денег. Приходится копить на предстоящие расходы.

Уже в конце сентября одна из городских служб такси продемонстрировала жителям Якутска полностью оборудованные в соответствии с новым законом машины: с индивидуальными номерами, шашечками, таксометрами. Правда, в других компаниях до подобных расходов дело, видимо, еще не дошло. Разве что официально работающие таксисты украсили машины шашечками. Таксометры, даже если они установлены, остаются вещью в себе: узнав, по какому маршруту собирается ехать пассажир, диспетчер по-прежнему называет фиксированную стоимость проезда.

Не в лучшую сторону меняется водительский состав. Многие местные жители, подрабатывавшие извозом в свободное от работы время, после введения строгостей решили оставить это занятие. А за рулем такси все чаще можно видеть приезжих из среднеазиатских рес¬публик, совершенно не знающих город.

Пока за нарушения требований закона о такси в республике не наказывают. Дело в том, что власти региона намерены принять и соответствующий местный закон - в конце октября его проект был внесен на рассмотрение в парламент республики. Во время публичного обсуждения этого документа министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Семен Винокуров заявил, что в случае принятия вводиться в действие он будет поэтапно. В частности, штрафовать нарушителей начнут лишь с 1 января 2012 года.

По мере возможности адаптироваться в новых условиях таксомоторным службам помогают муниципальные власти. К примеру, руководство Нерюнгри выступило с инициативой, чтобы предрейсовые медосмотры таксисты проходили в медпунктах базирующихся в городе крупных предприятий на договорной основе. Для небольших служб это будет менее хлопотно и накладно, нежели самим налаживать медицинский контроль.

Чек с печатью

В Приморье новые правила регулирования рынка таксомоторных услуг пока не приняты. Разрешения на ведение этого вида деятельности не выдавались, не создано и специальных стоянок. Однако дело сдвинулось с мертвой точки. Проект краевого закона проходит заключительные стадии согласования.

Представители таксомоторных компаний выдвинули своим предложения по ведению этого вида бизнеса в регионе.

- Мы считаем, что было бы рационально не перекрашивать машины в определенные цвета - это слишком дорого. Выбрали другой вариант - делать на машины наклейки с шашечками из оракала одного цвета. Меняться на них будут только наименование муниципалитета, где работает компания, ее название и телефоны, - высказал общее мнение президент ассоциации перевозчиков Приморья Игорь Кравцов.

Такой способ унификации, в отличие от дорогого перекрашивания и связанных с ним документальных проблем, не затратен и, следовательно, не скажется на себестоимости перевозок и стоимости услуг для клиентов.

Кроме того, приморские таксисты приняли решение не устанавливать счетчики. "Альтернатива - чеки с печатью и реквизитами предприятия. Сотрудники официальных компаний обязательно будут их выдавать. Ведь они, как правило, платят вмененный налог на доход и скрывать им нечего", - уверен Игорь Кравцов.

- Мы и сегодня работаем по правилам, оговоренным в законе, - объясняют руководители компаний. - На таких предприятиях работают медики, механики, имеется своя ремонтная база, гаражи и мойки для машин. И, конечно, квалифицированные водители, которые выходят на маршруты исключительно по путевым листам, - перечисляют они.

Но таких на рынке немного: по подсчетам ассоциации перевозчиков, во Владивостоке их около двух десятков. Всего же в приморской столице более двух сотен таксомоторных компаний. Назвать точное количество фирм, предоставляющих услуги такси, затрудняются даже в администрации края: "Бизнес очень специфичный, компании приходят, закрываются, открываются под новым именем…".

В ассоциации перевозчиков считают: есть реальная опасность, что после принятия закона эти фирмы, переименовавшись из таксомоторных компаний, допустим, в компании, сдающие машины с водителями в аренду, уйдут "в тень".

Обойдемся без прикрас

Помимо федерального закона деятельность перевозчиков в Сахалинской области регламентирует постановление правительства островного региона, принятое 15 августа 2011 года.

- Особых нововведений в постановлении нет. Документ предусматривает выдачу разрешений сроком на пять лет без взимания платы, а также распространяет положения федерального законодательства на наш островной край. Впрочем, имеются в нем и некоторые отличия. Например, отсутствуют требования к покраске кузова такси, - поясняет заместитель министра транспорта, связи и дорожного хозяйства Сергей Ларионов. - Право ввести или отказаться от единого цветового обозначения принятый Госдумой закон оставил за регионами.

Кстати, необходимость менять окраску авто встретила в свое время немало нареканий среди таксистов. Стоимость покрасочных работ варьируется от 70 до 100 и более тысяч рублей. Поэтому после решения региональных властей немало сахалинских коммерческих извозчиков вздохнули с облегчением.

Тем не менее, напоминает Сергей Ларионов, выдача разрешений на извоз осуществляется только при наличии в транспортном средстве таксометров.

- Всего по области выданы 67 таких разрешений, - сообщает замминистра.

В случае нарушения норм законодательства таксистов ждет штраф от пяти до тридцати тысяч рублей. Правда, бить рублем по карману непослушных перевозчиков власти смогут только после 1 января 2012 года.

Что касается организации специальных стоянок для такси, то этим сегодня занимаются власти районов.

- Насколько мне известно, в Южно-Сахалинске такие стоянки собираются обустраивать. По другим муниципальным образованиям пока ясности нет, - констатирует чиновник.

Шеф, в аэропорт!

Еще в начале сентября на Чукотке начали действовать новые правила организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси, утвержденные правительством ЧАО. Но прием заявлений и документов, а также выдачу разрешений на извоз департамент промышленной политики, строительства и ЖКХ Чукотского автономного округа начал с 16 ноября.

- Срок действия разрешения на данный вид деятельности будет составлять пять лет, - сообщает начальник отдела транспорта и связи департамента промышленной политики, строительства и ЖКХ Александр Игнатьев. - На основе выданных разрешений будет вестись окружной реестр. Он включит сведения обо всех юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, занимающихся пассажирскими перевозками легковым такси. Реестр будет опубликован на официальном сайте правительства ЧАО, где с ним сможет ознакомиться любой гражданин.

На Чукотке услуги такси востребованы прежде всего жителями Анадыря. Поездка в любую точку окружного центра обходится в 50 рублей с человека. Кроме того, именно такси выполняют регулярные рейсы в аэропорт, который расположен на противоположном берегу бухты: зимой ездят по ледовой трассе через Анадырский лиман, летом - с использованием судов, перевозящих машины. Стоимость такой поездки - тысяча рублей с человека.

Некуда спешить

Несмотря на то, что трехмесячный срок, отведенный таксистам на приведение своей работы в соответствие с законом, подходит к концу, предприниматели Амурской области не стремятся провести необходимые преобразования. Некоторые из них вообще не считают нужным делать это, тем более что сейчас их никто не тревожит.

- Пока мы не будем проверять таксистов, - говорит сотрудник областной ГИБДД Евгений Шайдуров. - С 1 сентября все перевозчики должны были получить разрешение на данный вид деятельности и в течение трех месяцев переоборудовать такси. Поэтому проверки начнем только со следующего года.

Сами таксисты цивилизованному рынку отнюдь не рады.

Оформление разрешений на извоз обойдется хабаровским таксистам в 440 рублей

- Я ничего не буду менять, - говорит один из благовещенских "водил", не пожелавший назвать свое имя. - Это для меня очень дорого. Таксую не первый год, есть свои клиенты, так что буду работать по-прежнему.

Этот пример отношения к закону о такси в Приамурье очень характерен. Причем, похоже, думают так не только частные извозчики, но и те, кто должен контролировать их деятельность.

В крупных же таксопарках области не исполнить закон не могут по определению. Сейчас во многих из них закупают новые машины, переоборудуют и красят старые. Правда, делают это неохотно.

С трудом вводимые в Амурской области новшества пока привели лишь к тому, что цены на услуги такси повысились. В Благовещенске за поездку теперь берут не 60-70, а как минимум 100 рублей. В Тынде, Белогорске, Шимановске, Свободном и некоторых других городах области - еще больше.

Ожидания, что после введения нового закона о такси быстро отсеются недобросовестные предприниматели, занимающиеся извозом, тоже не оправдались.

Штрафом делу не поможешь

Подводить итоги в Хабаровском крае еще не готовы - по большому счету, процесс только начался. При этом все участники рынка отмечают, что закон недоработан. Даже легальные перевозчики ждут, будет ли принят внесенный в Госдуму законопроект с поправками к ФЗ от 21 апреля 2011 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

- Я не против нового закона, но некоторые моменты заставляют задуматься, - поясняет ситуацию Андрей Никонов, руководитель "Хабаровской ассоциации такси", которая объединяет в городах края около 20 фирм с общим парком более тысячи машин. - Кем и для кого принимался закон? Легальным фирмам он будет только ставить палки в колеса. Если нас заставят перекрашивать машины, эти затраты будут включены в тариф, что отразится прежде всего на клиентах. И тогда многие могут пойти к тем же "бомбилам". Или взять квоты. Зачем ограничивать количество машин такси в городах? А что делать, если население увеличится или уменьшится, и потребность в перевозках изменится? Удивляет положение, по которому таксистом можно работать, только если машина находится в собственности у извозчика. Почему тогда продавцы на рынке не покупают торговые места в собственность?

На начало ноября в Хабаровске выданы 58 разрешений легковым частным такси, еще по 34 заявкам документы находятся в работе. Между тем, по оценкам участников рынка, извозом в городе занимается около пяти тысяч водителей, при этом легально работают лишь около 200.

- Ряд фирм, которые на деле выполняют перевозки, регистрируются как "организации, предоставляющие информационные услуги", и уходят от штрафных санкций, к примеру, за отсутствие у шофера справки о медосмотре, - заявил главный специалист управления дорожной деятельности и автомобильного транспорта министерства промышленности и транспорта края Александр Коротков.

Пока полиция входит в положение таксистов. Хабаровские дорожные инспекторы пообещали в первое время не слишком рьяно выявлять "нелегалов".

- С начала года мы оштрафовали около 40 тысяч водителей за неправомерную стоянку, свыше шести тысяч - за перевозки с нарушением требований законодательства,- отметил начальник краевого УГИБДД Игорь Петряшин. - Но это не значит, что полиция только и будет, что гонять таксистов с автобусных остановок или парковок. К тому же инспекторы будут с пониманием относиться к пассажирам "нелегальных такси" и не станут высаживать их из машин.

 Подготовили Владимир Таюрский, Анна Бондаренко, Павел Рябчиков, Татьяна Александрова, Татьяна Дмитракова, Нина Доронина

Общественный транспорт Амурская область Приморский край Сахалинская область Хабаровский край Якутия Дальний Восток