Участники первого газового саммита стран - экспортеров газа (ФСЭГ) в Дохе, столице Катара, обсудили долгосрочную стратегию развития рынка газа.
Саммит стал важным этапом в укреплении позиций форума на международной арене в качестве глобальной организации, дал возможность поставить вопрос об увеличении доли природного газа в мировом энергетическом балансе. Ведь использование природного газа наиболее экономически эффективно, наиболее экологически безопасно по сравнению с другими видами углеводородного сырья, путь к преодолению экономических потрясений и основа топливно-энергетического баланса на ближайшие десятилетия. Альтернативы газу пока нет. Электроэнергия, выработанная с помощью ветра или солнца, в несколько раз дороже полученной путем газовой генерации.
Говорили и о проблемах, которые стоят перед странами - экспортерами газа.
По словам генерального секретаря ФСЭГ Леонида Бохановского, сегодня поставщики газа не имеют возможности формировать экспортные рынки в соответствии с собственными национальными интересами, а подстраиваются под требования потребителей, которые во главу угла ставят вопрос о безопасности поставок, то есть безопасности предложения, одновременно стремясь к максимальному развитию ценовой конкуренции между поставщиками.
Кризис еще более обострил противоречия между странами-потребителями и странами-поставщиками. Развитие негативных тенденций необходимо приостановить. Поставщики должны совместными усилиями защищать свои интересы, но так, чтобы не нарушить единство безопасности спроса и предложения. Только такой подход способен обеспечить баланс интересов, поступательное развитие газовой отрасли в интересах всех ее участников.
При этом нужно сохранить систему долгосрочных контрактов, в которых цена газа определяется по формуле, учитывающей цены нефти и нефтепродуктов. Сейчас по долгосрочным контрактам продается большая часть газа, особенно в Европе и Азии.
По мнению заместителя председателя правления концерна "Газпром" Александра Медведева, давление на цены спотового рынка в сторону их понижения оказывали контракты, которые заключали крупные национальные оптовые компании с более мелкими оптовиками и конечными потребителями. Однако излишки газа, накопленные во время кризиса, уже разошлись, и рынок вернулся в нормальное состояние. Соответственно, цены на газ пошли вверх. А это значит, что, по меньшей мере, на следующие два года мы можем ожидать, что цены на споте будут существенно выше. Таким образом, они становятся абсолютно сравнимыми с ценами по российским долгосрочным контрактам, привязанным к нефтепродуктовой корзине.