17.11.2011 00:40
Экономика

Минздравсоцразвития предлагает вспомнить о советских правилах расчета пенсий

Минздравсоцразвития предлагает вспомнить о советских правилах расчета пенсий
Текст:  Ирина Невинная
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №259 (5635)
Читать на сайте RG.RU

Минздравсоцразвития продолжает настаивать на усилении солидарной части российской пенсионной системы.

Финансовые ведомства считают, что необходимо развивать накопительный сегмент. В декабре пройдет очередной форум, где стороны вновь попытаются понять друг друга.

Для доработки стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, над которой работает мин здравсоцразвития, приглашены специалисты МОТ. Именно эта организация задает стандарты соц страхования и в том числе пенсионного обеспечения в мире.

Главные требования МОТ: пенсия должна носить пожизненный характер и составлять не меньше 40% от утраченного заработка (так называемый коэффициент замещения). После 2002 года, когда была проведена пенсионная реформа, Россия ввела "трехчастную" пенсионную систему.

1 Базовая часть - для всех пенсионеров (за небольшим исключением) одинакова. Этот минимум, который сейчас равен чуть меньше 3 тысяч рублей, государство гарантирует всем.

2 Страховая часть - сохранила принятый еще в социалистическое время солидарный прин цип (взносы нынешних работников немедленно перераспределяются пенсионерам). Правда, эту часть модернизировали: если в советское время размер пенсии зависел от стажа и размера заработка за два последних года перед выходом на пенсию, то с 2002 года расчет идет только от сумм, поступивших на личный счет работника. Стаж роли не играет.

3 Рыночная часть, заимствованная у капстран, - это накопительный сегмент системы. 6% от заработка идет на накопительную пенсию. Эти деньги по желанию работников передаются в управление частных УК или в один из НПФ, деньги инвестируются, "работают" на доход. И в итоге накопления должны получиться больше, чем если бы их просто индексировали по инфляции, как это делается со страховой пенсией.

На деле почти за 10 лет выстраивания этой трехуровневой системы накопилась масса проблем. Например, сейчас минфин, минэкономразвития и минздравсоцразвития никак не могут прийти к единому мнению относительно принципиального документа - закона "О выплатах накопительной части пенсии". Решать же надо срочно, потому что с 2012 года должны начаться первые массовые выплаты накопительных пенсий "досрочникам". Минздравсоцразвития, ссылаясь на МОТ, требует, чтобы эти выплаты были бессрочными, то есть пожизненными. НПФ возражают, что платить "пережившим" расчетный срок пенсионерам они не смогут, потому что накопления недоживших не перераспределяются в "общий котел", а наследуются род ственниками. Потому НПФ, как и экономические ведомства, предлагали решить эту проблему, введя возможность срочных (в течение 7-10 лет) или даже единовременных выплат.

Второй, еще более острый момент касается самой накопительной модели. Это ключевой пункт стратегии, проект которой обнародуют в 2012 году. Сейчас накопление встроено в государственную обязательную систему. С доходностью этих накоплений все очень непросто. Первые годы действительно был хороший рост. Но кризис 2008 года подкосил положение многих НПФ и УК, и пенсионные средства обесценились. Летом нынешнего года фондовый рынок снова трясло.

Минздравсоцразвития полагает, что российский фондовый рынок пока слишком непредсказуемый. Очень рискованно "играть" на нем с деньгами, которые предназначены на старость. Ведомство предлагает вывести накопление из обязательного формата в добровольный. Хочет будущий пенсионер играть на фондовом рынке - это его право. Не хочет, доверяет больше государственным механизмам - тоже его право. Может перевести свои 6 процентов в дополнение к остальным взносам, идущим на формирование страховой пенсии.

Правда, непонятно, зачем тогда нужно было создавать такую мощную инфраструктуру под накопительный механизм - все эти частные УК, НПФ, депозитарии. Кроме того, многие соцпрограммы государство тоже "завязало" на накопление. Например, добровольное софинансирование пенсий.

Либеральные экономисты, напротив, считают, что накопительный компонент нужно усиливать и развивать. Что длинные пенсионные деньги, влившись в российскую экономику, помогут обеспечить нам стабильный экономический рост. Правда, защитных механизмов, чтобы люди не остались без средств к существованию, если жизнь будет развиваться по негативному сценарию, пока нет.

Наверное, полностью накопление "сворачивать" никто не рискнет. Но вот на каких принципах оно будет строиться в дальнейшем, спрогнозировать сегодня трудно.

новая формула

Минздравсоцразвития предлагает еще одну новацию - новую пенсионную формулу. Нынешний порядок таков, что на личном счете пенсионера учитываются все его взносы, поэтому нет возможности что-либо "отщипнуть" на общие нужды - на выплаты пенсий инвалидам, по потере кормильца и т.д. То есть опять-таки старый солидарный принцип перераспределения пенсионных капиталов на всех в таких условиях не срабатывает. Поэтому, полагают в минздраве, в новой формуле необходимо, как и в советское время, учитывать страховой стаж и заработок (только теперь - в течение всей трудовой биографии), а также ввести "уравнивающие" коэффициенты с учетом экономических и демографических показателей.

Либералы критикуют такой подход, говоря, что в результате мы вновь вернемся к "тотальной уравниловке", когда "ножницы" между минимальной и максимальной пенсией будут невелики.

Какой путь будет выбран в итоге? Говорить пока рано. "Это будет политическое решение нового президента и правительства уже после выборов", - пояснил ситуацию источник "РГ" в правительстве.

Пенсии и пособия Минздрав