17.11.2011 08:30
Экономика

Тюменская область лишится своей доли налога на добычу полезных ископаемых

Тюменская область компенсирует сырьевой налог наращиванием индустриального потенциала
Текст:  Анатолий Меньшиков (Тюменская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №258 (5634)
Читать на сайте RG.RU

В общественном сознании Тюменская область обычно ассоциируется с нефтью. Между тем скоро регион лишится одного из основных источников пополнения казны - НДПИ, нефтяной ренты.

Чтобы минимизировать бюджетный "провал", власти региона своевременно сделали ставку на открытие новых конкурентоспособных производств и модернизацию существующих, максимально благоприятствуя инвесторам. За последние семь лет запущено свыше двух десятков предприятий и около полусотни прошли через капитальную реконструкцию, из них большинство значительно, иногда даже кратно, увеличили выпуск продукции.

Как регион наращивает индустриальный и агропромышленный потенциал, с какими проблемами при этом сталкивается - сквозная тема интервью, которое дал "РГ" губернатор области Владимир Якушев.

Российская газета: Депутаты утвердили плановые расходы областного бюджета на 2012-й и два последующих года в размере 289 миллиардов рублей. Для сравнения: в текущем году, как ожидается, будет потрачено без малого 180 миллиардов. Не слишком ли пессимистические ожидания?

Владимир Якушев: Мы исходим из консервативного сценария развития региональной экономики, не исключаем сравнительно низких мировых цен на углеводородное сырье. Это своего рода страховка. Мы приняли на себя весомые социальные обязательства, и, чтобы их безукоризненно выполнять в ближайшие годы, следует иметь необходимые финансовые резервы. Естественно, сделаем все от нас зависящее, чтобы планку фискальных сборов поднять намного выше.

Область, как вы знаете, постепенно лишается своей доли НДПИ - налога на добычу полезных ископаемых. Это десятки миллиардов рублей. В грядущем году мы получим 50 процентов сырьевой ренты, а уже в 2014-м - ни копейки. Компенсировать потери можно только за счет развития других отраслей экономики, открытия инновационных производств, на чем и концентрируем усилия. Необходимо еще раз расставить акценты в бюджетной политике, исключив нерациональные, неэффективные траты. Но правительство не собирается экономить на вложениях в человеческий капитал - на здравоохранении, образовании, социальных жилищных программах. На дальнейшую реализацию приоритетных национальных проектов будет израсходовано не менее 45 миллиардов рублей. Из них приблизительно 19 инвестируем в жилищное строительство. Предусматриваем также построить одиннадцать новых школ и семь детсадов. В структуре прогнозируемых расходов две трети приходится на социальные направления. Солидные средства направим на улучшение транспортной инфраструктуры, прежде всего в областном центре. Тюмень вошла в тройку самых комфортных для проживания городов России, и нам не к лицу сдавать позиции.

РГ: Идея создания в Тобольске особой экономической зоны - один из вариантов возмещения выпадающих налоговых поступлений? И каковы здесь шансы на успех?

Якушев: В 2013 году холдинг "СИБУР" запустит в Тобольске крупный завод по выпуску полипропилена. Проблем со сбытом не будет. Но в идеале следовало бы часть продукции использовать на месте - для масштабного производства различных пластиковых изделий. К этому располагает развитая промышленная и транспортная логистика. Имеется вся необходимая инфраструктура. Глубокая переработка позволит получать в бюджет дополнительные доходы, и немалые. Создание особой экономической зоны - процесс, безусловно, сложный, долгий, требующий множества согласований на федеральном уровне, выполнения ряда условий. К примеру, в такой зоне должны базироваться минимум пять солидных инвесторов.

Я уже не раз говорил и еще раз повторю: мы имеем шанс сформировать в Тобольске сильный кластер разнопрофильных нефтегазохимических производств. К моменту их выхода на полную мощность и завершения срока налоговых преференций (к 2017-2020 годам) генерируемые кластером доходы будут сопоставимы с доходами юга области от добычи нефти. Нельзя упускать такой шанс.

РГ: Областные власти привлекают инвесторов налоговыми льготами. Совокупный объем скидок компаниям, которые реализуют новые проекты, ведут масштабную реконструкцию действующих производств, закупают продукцию машиностроительных заводов, измеряется в миллиардах рублей. Что в итоге приобретет область на каждый "упущенный" в период предоставления льгот рубль?

Якушев: Разумеется, при расчете объемов господдержки нас заботит эффективность вложений и, не в последнюю очередь, скорость их возврата. Возьмем Уральскую горно-металлургическую компанию, которая возводит на окраине Тюмени современный электрометаллургический завод. По предварительным оценкам, после его запуска УГМК будет ежегодно перечислять в городской и областной бюджеты до миллиарда рублей. Приблизительно столько же казенных средств направлено в помощь инвестору для создания инфраструктуры промышленного предприятия, на котором, кстати, будет занято свыше тысячи человек. Вложения, следовательно, окупим за год. Уместно напомнить, что на строительство первенца металлургической промышленности Тюменской области Инвестфонд РФ недавно выделил почти миллиард рублей.

Что касается проектов, поддержка которых осуществляется исключительно за счет предоставления налоговых льгот, предусмотренных региональным законодательством, - здесь один бюджетный рубль "подтягивает" минимум десять внебюджетных. Смотрите, какой совокупный эффект мы получаем, компенсируя в рамках целевой программы поддержки малого и среднего предпринимательства первый взнос по договорам лизинга оборудования. За последние 12 месяцев удовлетворено свыше 180 заявок предприятий, в итоге ими приобретено по лизингу более 600 единиц техники и оборудования, создано приблизительно 300 новых рабочих мест, привлечено в экономику области два миллиарда рыночных рублей. Приведу еще цифру: в 2010 году нефтепереработчики на каждый рубль налоговых льгот, полученных ими ранее, дополнительно перечислили в бюджет шесть рублей налогов.

Такого рода преференции - один из мощных рычагов, позволяющих ускорить процесс диверсификации индустриального сектора. Льготы даем строящимся и модернизируемым предприятиям, которые после выхода на проектную мощность сторицей возместят выпадающие ныне доходы, создадут высокооплачиваемые рабочие места. Таким образом, точнее будет говорить не об "упущенных" в определенный период времени деньгах, а об инвестициях в будущее региона.

РГ: Статистика свидетельствует: большинство крупных и средних предприятий успешны. Однако есть и обратные примеры. Так, в течение ряда лет не может справиться с упадком комбинат "Кросно", некогда флагман отечественной текстильной промышленности. На нем придется ставить крест?

Якушев: Крест ставить рано. Сейчас идут переговоры с потенциальным инвестором. Основное наше условие - не только сохранить текстильное производство, но и обязательно его модернизовать. На изношенных станках конкурентоспособный товар не изготовишь.

То есть мы не намерены пассивно наблюдать за стагнацией отдельных предприятий. Другой вопрос, что если фабрика, завод полностью в частном владении, то мы не способны переломить ситуацию без инициативы и смекалки самого хозяина, подкрепленной как предпринимательским чутьем, так и знанием рыночных механизмов.

Есть примеры того, как тюменские предприятия, прежде работавшие на устаревшем оборудовании, совершали настоящий прорыв. Воспользовавшись господдержкой, фанерный завод переехал на новую площадку, где смонтировал современное технологическое оборудование. Последовательно наращивая мощности, готовит к запуску вторую поточную линию. Продукция пользуется спросом, часть ее отправляется на экспорт. А ведь завод, что называется, мог испустить дух.

Внушает оптимизм программа технического перевооружения "Заречья" - не нуждающейся в представлении мебельной фабрики. Менеджмент осознает, что без модернизации компания рискует утратить завоеванные за много лет позиции. Вообще, мы настраиваем тюменских мебельщиков на выпуск конкурентоспособной продукции. Аутсайдеры сойдут с дистанции. В процессе преобразования завод пластмасс, другие испытывающие трудности предприятия. Словом, кто ищет, тот обретет. И - при трезвом расчете - вправе рассчитывать на нашу помощь.

РГ: Между тем объемы заготовки древесины в крае можно увеличить многократно. Некоторые эксперты для этого рекомендуют привлечь капиталы заинтересованных компаний из Средней Азии, Китая. Предложение, на ваш взгляд, рационально?

Якушев: Верно, сегодня используется лишь четверть лесных ресурсов региона, главным образом "в простое" труднодоступные таежные районы. А в сфере деревообработки меня не удовлетворяет объем выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Сверхзадача - привлечь в отрасль инвесторов, создать им соответствующие условия, в том числе, наверное, и через корректировку законодательства. Лесные проекты включили в список приоритетов, презентуем их профильным отечественным и зарубежным компаниям, представителям финансово-промышленных корпораций, дипломатам. Переговоры идут. Мы ищем не дровосеков, которые возьмутся рубить деловой лес с целью его последующего вывоза за пределы области и страны. Неразумно предлагать использовать регион в качестве дешевого сырьевого придатка. Мы ищем партнеров для создания на нашей территории на взаимовыгодных условиях инновационных деревообрабатывающих предприятий с замкнутым циклом производства, включающим в себя и лесозаготовку. Поступят такие предложения от бизнесменов азиатского региона - с удовольствием рассмотрим.

РГ: О переработке другой продукции - сельскохозяйственной. К теме невольно заставляет обратиться рекордный урожай при низких закупочных ценах. Как помочь аграриям в этих условиях иметь верную прибыль?

Якушев: Без ложной скромности скажу: достигнуты небывалые результаты за всю историю Тюменской области как по валовому сбору зерновых, овощей, картофеля, так и по урожайности на единицу площади. Некоторые хозяйства даже по российским меркам рекордсмены. Агрофирма "КРиММ" накопала с каждого гектара чуть ли не 700 центнеров картошки. Кстати, наш семенной картофель закупают на юге страны, в Белоруссии.

Сложившиеся закупочные цены, увы, не позволяют земледельцам даже покрыть свои затраты. Да и проблемы с железнодорожными перевозками дают о себе знать. Правительство области приняло решение субсидировать аграриев, чтобы они придержали часть продукции на складах. Зимой, весной она подорожает.

Это выход, и то не лучший, при условии, что бюджет располагает маневренным резервом, если получает дополнительные доходы. А если их нет? Надо выходить из прямой зависимости от конъюнктуры отечественного рынка полевой сельхозпродукции. Что прежде всего подразумевает первичную и глубокую переработку. Какой смысл гнаться за высоким урожаем картофеля, если его реализуют грязным, неотсортированным, нерасфасованным? Потребитель от такого отворачивается. Пока два предприятия имеют линии по первичной обработке картофеля. Этого, разумеется, мало. Пора изучить рынок, определиться с технологиями, ассортиментом и налаживать переработку, в том числе на кооперативных началах.

РГ: Область прославилась высокопроизводительным молочным животноводством. Заявит ли она себя как поставщик мяса и породистого скота? Ныне до 40 процентов говядины импортируется.

Якушев: Думаю, в ближайшее время мы вытесним завозную говядину. Воплощается в жизнь крупный инвестиционный проект по производству и переработке говядины, мегафермы вместят десять тысяч животных. Но главная задача несколько иного характера - уже в 2012-м область должна стать репродукционным центром общефедерального значения. В предыдущие годы мы вложили значительные средства в создание генетического потенциала, сегодня в шести племенных репродукторах разводят чистопородный скот пяти мясных пород. В ближайшей перспективе специализированные хозяйства планируют реализовать в Западной Сибири, европейской части страны до двух тысяч голов молодняка. В дальнейшем - еще больше.

Параллельно на основе государственно-частного партнерства энергично развиваем рыбоводческую отрасль, рыбопереработку. Идет модернизация и расширение имеющихся предприятий, через 2-3 года к существующим прибавятся еще пять. Уверен в том, что далеко за пределами региона станет известен возрождаемый нами бренд "Тюменская рыба".

РГ: В рейтинге лучших лоббистов России у тюменского губернатора - пятое место. Как вы, Владимир Владимирович, воспринимаете этот факт?

Якушев: Ко всем рейтингам отношусь достаточно ровно. Главное, чтобы работа приносила отдачу. Негативная эмоциональная окраска, некогда присущая понятию "лоббизм", выцвела. Я воспринимаю его как отстаивание, продвижение чьих-либо законных интересов через законные процедуры. Как губернатор лоббирую интересы жителей области - в государственных структурах, в отношениях с бизнесом. Иногда и перед первыми лицами страны. При необходимости отстаиваю интересы компаний, работающих на территории региона, что в конечном счете на пользу землякам: чем комфортнее у нас предпринимателям, тем прочнее экономика.

РГ: Недавно вы заявили, что вам симпатична идея превращения Тюмени в город бесплатного Интернета. Но на такой проект никакого бюджета не хватит!

Якушев: Не надо воспринимать идею буквально. Беспроводной доступ в сеть можно обеспечить в популярных общественных местах - на главных площадях, в парках, скверах, а также в библиотеках и вузах Тюмени. Аналогично - в центрах других муниципальных образований. Затраты относительно невелики. Для чего это? Мы стремимся к тому, чтобы регион оставался привлекательным для молодых, чтобы они к нам приезжали учиться, работать, отдыхать. Молодежь все больше времени проводит в Глобальной сети, и общедоступный WI-FI - один из способов притяжения. Вообще, без Интернета уже не обойтись. Количество его пользователей на территории юга области, по прогнозам, через год вырастет на 20 процентов. Не в последнюю очередь за счет прокладки высокоскоростных линий связи в отдаленные районы, повсеместного открытия курсов по овладению компьютерной грамотностью.

Экономика Тюменская область Урал и Западная Сибирь