17.11.2011 00:39
В мире

Россия не допустит иностранного военного вторжения в Сирию

Россия не допустит иностранного военного вторжения в Сирию
Текст:  Евгений Шестаков
Российская газета - Федеральный выпуск: №258 (5634)
Читать на сайте RG.RU

В среду состоялось внеочередное заседание Лиги арабских государств.

На повестке дня - новые санкции против Сирии. Для того, чтобы подогреть страсти, на встречу в Марокко прилетел министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, хотя формально его страна в ЛАГ не входит. В том, что организация, которая уже приостановила членство Дамаска в Лиге, не остановится перед введением дополнительных карательных мер в отношении Сирии, сомнений нет. Ранее свои санкции против действующего в Сирии режима ввел Евросоюз и США. Президент Башар Асад оказался "обложен" с Востока и Запада. Правда, по совершенно различным причинам: если в случае с ЛАГ значительную роль играет религиозный фактор, то в случае с Западом - фактор правозащитный.

На переговорах в Москве сирийская оппозиция призвала Россию не мешать военному вмешательству иностранных государств в сирийский конфликт. На языке дипломатии это называлось введением на территорию страны "голубых касок". Противники режима Асада отлично понимали: такая операция приведет к вооруженному конфликту между сирийской армией и миротворцами. И даст необходимый предлог для оккупации Сирии.

В среду пришли сообщения о якобы имевших место столкновениях в пригороде Дамаска между перешедшими на сторону оппозиции солдатами и верными Асаду войсками. Проверить информацию невозможно - в Сирию запрещен доступ иностранным корреспондентам. Россия неоднократно призывала Дамаск открыть въезд в страну для представителей зарубежных СМИ, чтобы те могли лично убедиться в не мирном характере протестов. Но окружение Асада не спешит "выносить сор из избы".

Жесткие заявления турецких властей, угрожавших перекрыть подачу в Сирию электроэнергии и отказавшихся от совместных с Дамаском экономических проектов, не произвели впечатления на сирийские власти. Со своей стороны Россия, как и Турция, призывает обе стороны гражданского конфликта к прекращению кровопролития. Однако, в отличие от официальной Анкары, внешнеполитическое ведомство России не выступает за немедленную отставку сирийского президента. Не требует отставки Асада и Лига арабских государств.

Подготовленный ЛАГ миротворческий план остается только на бумаге. Сирийская оппозиция наотрез отказалась от диалога с официальным Дамаском. Она обвиняет главу государства в невыполнении условий мирного договора. Но Асад предусмотрительно не спешит с реализацией арабского плана в одностороннем порядке и ждет встречных шагов со стороны своих противников. А этих шагов нет.

Представители оппозиции призывали Россию поддержать резолюцию Совета Безопасности ООН, направленную против сирийского режима. Но своей цели не добились. Москва не отказалась от попыток решить внутрисирийский конфликт мирным путем. Это единственный способ для нашей страны сохранить свои инвестиции в Сирию. Поменять приоритеты, сделать ставку на сирийскую оппозицию и "сдать" Асада, как предлагают некоторые российские политологи, уже поздно. Противники режима не простят Москве вето, наложенное на резолюцию Совета Безопасности ООН по Сирии. Если Россия вновь наступит на те же грабли и демонстративно откажется от поддержки сирийского режима, то окончательно потеряет влияние в регионе. Западная пресса называет размеры российских интересов в Сирии - контракты на поставку вооружений на 4 миллиарда долларов и 20 миллиардов инвестиций в нефтегазовую отрасль.

Москва должна защищать свои инвестиции - это нормальная практика для любой уверенной в себе державы. Тем более, когда речь идет о таких крупных капиталовложениях. Вопрос не в том, останется ли Асад у власти. Россия заинтересована в том, чтобы реформы в Сирии состоялись, но только мирным путем, и страна не скатилась к хаосу. Такой сценарий выглядит наиболее вероятным, если Запад предпримет в Сирии военную авантюру. Такого развития событий полностью исключать нельзя, несмотря на обещания не вторгаться в Сирию со стороны отдельных европейских чиновников. В этом случае Москва может оказаться прямо или косвенно втянутой в кровопролитный конфликт на Ближнем Востоке. Каким бы ни был его окончательный итог - Россия понесет значительные финансовые потери.

Все попытки официального Дамаска силой подавить выступления религиозной оппозиции лишь усложняют задачу, стоящую перед российской дипломатией. Москва готова помочь режиму Асада наладить гражданский диалог. Но вряд ли он состоится, когда в стране продолжается военное противостояние между армией и оппозицией, в ходе которого ежедневно гибнут десятки людей, а проведение необходимых общеполитических реформ отложено на неопределенный срок. При таком развитии событий военное вторжение в Сирию, с резолюцией Совбеза ООН или без нее, выглядит неизбежным. Со всеми вытекающими потерями, которые понесет Россия.

Сирия