17.11.2011 14:50
Культура

В прокат выходит очередная серия эпоса "Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 1"

Как вампирская мелодрама поставила финансовый рекорд и стала феноменом современной культуры
Текст:  Оксана Нараленкова
Читать на сайте RG.RU

На экраны 17 ноября выходит долгожданная для поклонников и любопытная для тех, кто с жанром вампирской мелодрамы не знаком, четвертая серия эпоса под названием "Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 1".

Главный вопрос феномена современной культуры, вошедшего в нашу жизнь в 2008-м году, и получившего название "Сумерки", который терзает и зрителей, и кинопрофессионалов: как история подростковой любви, суть которой можно изложить в трех фразах (она любит его, он - ее, но есть еще и третий), стала сверхпопулярной и коммерчески сверхприбыльной? Суммарная выручка трех серий "Сумерек" едва не дотянула до суммы в 2 млрд долларов. И это только показатели мирового проката мелодрамы, без учета продаж DVD и дисков с саундтреками.

В том ли дело, что двое из героев любовного треугольника - не совсем обычные люди: один вампир, а другой - оборотень?

Чтобы это понять, стоит обратиться к другим сверхуспешным мелодрамам последнего времени, а таковых немного наберется. Такими, к примеру, в прокате стали картины "Телохранитель" с Кевином Костнером и Уитни Хьюстон, а также "Красотка" с Ричардом Гиром и Джулией Робертс. Сложный ли там сюжет? Ничуть. Истории просты, архетипчны, стары, как мир. Что их сделало легендами? Хороший кастинг, попадание актеров в образ, четкая ориентация на целевую аудиторию (молодые женщины) и, конечно, пристальное внимание к стилю и деталям. Кадры врезаются в память, хоть и не является шедевральным художественным решением. Стоит вспомнить, например, меч, разрезающий шелковый шарфик героини Уитни Хьюстон, или то, как Джулия Робертс скрепкой застегивает молнию на своих лакированных ботфортах.

Это же сделали и "Сумерки". Первый фильм, в котором герои занимаются, в основном, тем, что валяются на цветочной поляне и смотрят друг на друга, завоевал своего зрителя именно стилем. Может быть, смешным и наивным, но очевидным и неповторимым, представленным в органичном сплетении с хитами поп-рока. Да, режиссера-романтика Кэтрин Хардвик ругали, в коммерческий успех фильма не верили, кино снимали малобюджетное и критиковали Хардвик в том числе и за Роберта Паттинсона, которого продюсеры не признавали. Слишком сложным для съемок им казалось лицо актера. А его смешная начесанная шевелюра, придуманная авторами первой серии "Сумерек"? Казалось бы, такая укладка сделана специально для анекдотов. Но Хардвик сказала, что знает, как Паттинсона снимать красиво - и вот вам - кумир миллионов и один из самых богатых молодых актеров, который теперь сам продюсирует фильмы, которые ему по душе.

Кристин Стюарт - Белла - после первого же фильма получила прозвище "Девочка с открытым ртом". Но ее героине повезло, уже во второй части "Сумерки. Сага. Новолуние" ей представился уникальный случай: выбирать между двумя красавцами, которые представляют собой две архетипические мечты женщины о мужчине. Утонченный, культурный, музыкальный, начитанный, грациозный и стильный бледнолицый вампир Эдвард и спортивный, мускулистый, загорелый, страстный оборотень Джейкоб. Хочется их совместить, а нельзя. Отличная интрига. Штампы вновь сработали. Компания продюсеров сменила режиссера. У руля встал Крис Вайц, который добавил в стиль картины динамику, боевые сцены, акцентировал образ жизни вампиров и оборотней. При этом сохранялась нужная степень детализации: предметы быта, дома, машины, мотоциклы, костюмы. Все было проработано. Контраст и сложность выбора Беллы в этом антураже становились очевиднее.

В "Затмении", третьей серии, боевые сцены с помощью режиссера Дэвида Слейда (специализация которого - триллеры и ужасы), стали еще сильнее, конфликт из плана личного - любовного - переместился в сферу взаимодействия трех разных миров, два из которых - сказочные, а третий - человеческий. Вампиры задвигались по-настоящему стремительно и стали недосягаемыми монстрами. Но фирменная клиповая стилистика франшизы, использование хитовых музыкальных композиций - все это сохранилось.

Теперь под прицелом последний роман Стефании Майер "Сумерки. Рассвет", а спускает курок новый режиссер Билл Кондон, лауреат "Оскара" за сценарий к картине "Боги и монстры" (Кондон также срежессировал свой фильм), страстью которого является мистика, фантастика и фэнтези.

С каждым романом мир Стефании Майер становится все более густо населенным сказочными персонажами, с каждой книгой дама более подробно описывает мотивацию и жизни своих героев. Событий в последней книге и градус напряжения действия, пожалуй, больше, нежели во всех предыдущих романах серии. Это, отчасти, мотивировало продюсеров к тому, чтобы разделить сюжет на две серии. Второй импульс - деньги. Две картины соберут вдвое больше.

Посему, "Рассвет. Часть 1" - фильм, посвященный романтической составляющей жизни героев. А большая битва - еще впереди. Пока же Белла выходит замуж, испытывает первый сексуальный опыт и радость материнства, грозящего смертью. Два момента, мучавшие поклонников книг Стефани Майер: как будет отыгран медовый месяц, описанный на страницах со страстью, и роды Беллы, о которых также повествуется с кровавым (про вампиров по-другому не получится) натурализмом, - решены таким образом, чтобы в кинозалы допустили основную аудиторию фильма - подростков и молодежь. Тела показаны фрагментарно и в графической ретуши, роды - словно кадры из помутненного сознания Беллы. Пожалуй, самой трогательной и развернутой, той, что сразу запомнится, в картине получилась сцена свадьбы Беллы и Эдварда: ниспадающее по фигуре шелковое ретро-платье, волнение родителей, смешные поздравления человеческих друзей и новоиспеченных вампирских родственников. Но до того, чтобы девушки в зрительном зале пустили слезу умиления - не дотянули. Медовый месяц, расписанный в рекламных материалах, как фантастические съемки в Бразилии, Рио-де-Жанейро, и на островах Карибского моря с белоснежными пляжами и зелеными лесами, скомкан до отдельных кадров, из которых самыми привлекательными стала игра в шахматы Эдварда и Беллы. Режиссер здесь повел себя лаконично и сдержанно, хотя хронометраж фильма - более двух часов - вполне позволял ему развернуто показать натуру. Ту природу, что сменила в кадре северную сдержанность Канады, а также сделать акцент на взрослые и стильные наряды Беллы, пришедшие на смену толстовкам и джинсам. Девушки бы это оценили.

Мужчины же в первой части "Рассвета" и вовсе на голодном пайке. Единственная сцена экшн - невнятная потасовка семейства вампиров с оборотнями, которые пришли уничтожить дочку Беллы. Так что молодым людям придется идти в кино лишь ради того, чтобы поддержать "сумеречный" фанатизм своих подруг. Хотя и это - сильный аргумент, который, несомненно, приведет в кинозалы молодую мужскую аудиторию. Зато во второй части "Рассвета" (премьера которой состоится ровно через год, хотя весь материал уже отснят) парней ожидает противостояние объединенных вампирских войск (соберутся все придуманные Майер кланы) и боевого отряда Вольтури, а специально для девушек - вполне в феминистском духе подробности того, как Белла учится не быть человеком, оставаясь при этом собой - неуклюжей "девочкой с открытым ртом", и защищает свою семью.

Мировое кино