Население в мире стареет. Растет число физических и психических хворей. А все идет к тому, что в недалеком будущем пожилых людей будет столько же, сколько молодых. Об этом корреспондент "РГ" беседует с главным научным сотрудником Центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, заведующей отделением Московского НИИ психиатрии минздравсоцразвития профессором Татьяной Клименко.
Российская газета: Татьяна Валентиновна, но ведь немало долгожителей сохраняют не только физическое, но и психическое здоровье...
Татьяна Клименко: Сохранение здоровья - кропотливая, многолетняя работа. Ничто не сохраняется просто так. Любая вещь, если мы хотим, чтобы она служила долго, требует бережного отношения. А мы, как кто-то очень мудро сказал, к своему организму относимся как квартиранты. Не просто не ухаживаем, но еще предпринимаем массу усилий, чтобы его погубить.
РГ: Что имеете в виду?
Клименко: Прежде всего экономим на еде. Часто стараемся купить подешевле, заведомо зная, что это плохо, некачественно. Ни один мужчина не купит дешевый бензин для любимого автомобиля. И тот же мужчина, как помойное ведро, будет свой желудок заправлять огромным количеством некачественных продуктов. Зато дешевых. Но если бы только это! Еще большее зло - алкоголь и наркотики. У нас около 2,5 миллиона наркозависимых и почти 20 миллионов человек с проблемным потреблением алкоголя.
Еще мы курим больше всех в мире. Частое следствие - инсульты и инфаркты. Неконтролируемое употребление алкоголя приводит к патологии печени, почек и, конечно, сердца. Уж не говорю о психическом здоровье, о психике, которая страдает в первую очередь.
РГ: Слушаю вас и думаю о том, что сам возраст как фактор риска уходит на задний план...
Клименко: Ни в коем случае! С возрастом все негативные последствия от злоупотребления алкоголем усугубляются. Все интоксикационные нагрузки, которые легко переносились в молодом возрасте (переболел похмелье и отошел), с возрастом становятся роковыми, нередко приводят к смерти. Не забудем о другом нашем зле - наркотиках. Они поражают молодых, они их убивают. Они влияют на демографическую ситуацию - эти молодые не успели родить детей. А те, которые их родили, нередко оставляют нам неполноценное потомство. И лет через десять-пятнадцать мы столкнемся с серьезными проблемами детишек, рожденных наркоманами. Только тогда осознаем размер трагедии, творимой сегодня.
И еще одна беда: мы разобщены. Мы не любим друг друга. Мы проходим мимо упавших, мимо больных. Мы не замечаем чужие беды. Нигде в мире нет детских домов. А у нас полным-полно брошенных детей. Что-то происходит с нашей культурой, которую мы теряем, с нашей разрекламированной широкой русской душой.
РГ: Меня не касается, значит, меня не должно это волновать...
Клименко: Это самое большое заблуждение современного человека. Аура неудачи, аура горя, аура неудовлетворенности своей жизнью наших соседей и сослуживцев да и просто прохожих на улице, хотим мы этого или нет, все равно коснется и нас. Потому что мы видим их печальные лица, их печальные глаза, их нужду, их горе. В нашем подсознании откладывается негативная информация. И она сказывается на нашем восприятии мира. Радость, беду человеку легче переживать сообща. А поскольку мы ощущаем себя одиночками в этом мире, многие банальные ситуации воспринимаются нами как чрезвычайные. Отсюда огромное количество самоубийств. Несмотря на то что в последние десять лет число суицидов снизилось в нашей стране в два раза, эти показатели все равно много выше среднемировых.
РГ: Где больше люди страдают от психических расстройств - в больших городах или в крохотных поселках? Порой кажется: достаточно удрать в глушь...
Клименко: В маленьких городах, в сельской местности по вполне понятным причинам выявляемость людей с психическими расстройствами хуже. Но их там не меньше. У них свои проблемы, порой нам незнакомые. И - недооцененные. Их в деревнях хватает: отсутствие работы, отсутствие надежды на позитивные изменения. Как следствие - беспробудное пьянство.
РГ: Но мир невозможно изменить. Чем больше будет в нашей жизни компьютерной техники, мобильных телефонов, информационных вихрей, техногенных катастроф, тем больше нагрузка на нашу бедную психику. В безумном мире трудно оставаться нормальным. Как быть?
Клименко: Вы ждете рецептов? Он один: полюбить себя. Не пожалеть. Именно полюбить. А это, где надо, надо себя ограничить. Например, в еде. Где надо, дать себе дополнительные физические нагрузки. А самое главное, надо у себя развивать вкус к жизни. Оглядеться вокруг, увидеть синее небо, зелень деревьев. Увидеть людей. Освоить и применять в своей жизни навыки гигиенической грамотности. Но ни в коем случае не бросаться из крайности в крайность. Чувство меры необходимо во все времена.
Например, сегодня существует серьезная проблема - шум. Но она решаема. Государство ставит шумозащитные щиты вдоль дорог. Московское правительство устанавливает пластиковые окна в домах у больших магистралей. Но мы и сами должны что-то сделать. Когда мы включаем телевизор на полную громкость, бурно выражаем свою радость, нельзя забывать, что вокруг живут другие люди. И на работе можно попытаться создать максимально комфортные условия. Мне много раз жаловались на то, что в некоторых фирмах по образу и подобию западных образцов сотрудников размещают в одном большом помещении. Якобы для того, чтобы легче контролировать процесс их работы, для того чтобы облегчить взаимодействие между ними. Как показывает мировая практика, заявленного результата получить в таких условиях не удается.
Напротив: дело не только в увеличении шумовой нагрузки. Длительное пребывание в такой толпе угнетает человека, снижает производительность труда. Это подтверждают проведенные многочисленные зарубежные исследования. Они показали: ничем не обоснованная скученность на работе снижает производительность труда, приводит к росту различных болезней. Уж не говорю о состоянии психического здоровья сотрудников. Это может проявиться не сразу. Но спустя время скажется неминуемо. Особенно это касается людей творческих профессий, сам стиль работы которых требует анализа, аналитики, вдумчивости.
Классический пример давным-давно дал Чарли Чаплин в своем фильме "Новые времена": толпа, конвейер. А в итоге эмоциональная выхолощенность, интеллектуальная слабость, физическая усталость. И как следствие - ущербная психика. Чтобы сохранить разум, надо разумно жить в предлагаемых обстоятельствах.