Вчера начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров представил общественности развернутую картину нового облика Вооруженных сил.
В Общественной палате РФ прошли слушания, в которых приняли участие многие члены коллегии министерства обороны, заместители министра Дмитрий Булгаков, Николай Панков, Татьяна Шевцова.
Пожалуй, военные впервые столь широко и предметно рассказали о масштабных реформах в Вооруженных силах.
Можно сделать вывод, что преобразования идут точно по плану и вполне успешно. По словам генерала Макарова, из пяти задач одна решена и три в стадии завершения, а перевооружение будет продолжаться до 2020 года. Армия сокращена до установленной численности в 1 млн человек. В перспективе начальник Генштаба видит ее целиком кадровой, но на нынешнем этапе набор контрактников даже сокращен. Причина - большой отсев из-за низкой зарплаты и плохого быта. Но с января денежное содержание увеличится до 25 тысяч рублей, создаются принципиально новые условия. В регионах откроются вербовочные пункты, в Генштабе будет работать специальное управление. Те, кто придет служить, пройдут 3-месячный курс обучения и займут должности по боевым специальностям без отрыва на службу в наряде или хозработы. С 2013 года планируется набирать по 50 тысяч профи в год, их число вырастет с нынешних 186 до 425 тысяч к 2017 году.
Вместе с 220 тысячами офицеров они составят костяк армии.
Офицерский корпус значительно сокращен, прежде всего в штабном и учебном звеньях. Органы управления ужались почти в четыре раза, один лишь центральный аппарат уменьшился с 51 тысячи до 13 с половиной тысяч человек.
- Управляющие органы минобороны занимали в Москве более 20 зданий, а теперь весь аппарат умещается в одном, - привел пример Макаров.
Окончание. Начало на 1-й
По его мнению, у нас был переизбыток офицеров. В полках кадрового состава едва набиралось по полторы сотни солдат, они не вылазили из нарядов и караулов. Заниматься было не с кем, и офицеры от безделья постепенно деградировали. В 170 военных училищах от 60 до 90 процентов выпускников увольнялись сразу после выпуска, миллиардные суммы тратились по сути впустую. Мировой опыт говорит, что оптимальное количество офицеров - 15 процентов от состава армии, у нас их было 34 процента.
Вместо 6 военных округов созданы 4 - Западный, Южный, Восточный и Центральный, в их составе сформированы 10 армий. Некоторые страны, как, например Франция, вообще отказались от округов. Они считают, что у них по границам стоят союзники и войска нужны лишь как экспедиционные, для решения задач в других регионах. У нас ситуация иная. Если взглянуть на то, что происходит на сопредельных границах, ясно, что риск втягивания России в различные локальные конфликты резко увеличился, считает генерал.
- При определенных условиях локальные и региональные конфликты могут перерасти в массовые с применением ядерного оружия, - сказал он.
Генеральному штабу подчинены Ракетные войска стратегического назначения, Войска воздушно-космической обороны, Воздушно-десантные войска и Дальняя (стратегическая) авиация и также военные округа. Все остальное входит в состав самих округов и подчиняется их командованию. По словам Макарова, это значительно упростило и планирование, и руководство Вооруженными силами. Вся система управления переходит на принципиально новую технологическую базу с использованием элементов искусственного интеллекта.
Созданы 8 авиабаз, где разместятся части ВВС. Но ни один из 356 аэродромов не брошен, их ставят на хранение, а 26 наиболее эффективных оборудованы на уровне современных стандартов. Уже сейчас налет летчиков достиг 90 часов в год вместо 10 - 30 в прошлом, в новом году планируется 130 часов, а в перспективе - 200 - 220. Все функции по обеспечению войск и хозяйственные заботы переложены на аутсорсинг, работают гражданские фирмы по контракту. Если фирма не наладила, допустим, хорошее питание, будет новый конкурс и новый подрядчик.
В армии было 22 тысячи военных городков, сейчас осталось 4347, а будет всего около 200. Те, что освобождаются, переданы местным властям безвозмездно с одним лишь условием - не перепрофилировать детские садики.
Наиболее сложная задача - перевооружение армии. Сложная потому, что она затрагивает интересы оборонно-промышленного комплекса. Устаревшая техника армии не нужна, а новая пробивает дорогу с трудом, поэтому возникают трения с промышленниками. По словам начальника Генштаба, первое условие, которое предъявляется к технике, - чтобы при любой ситуации в бою экипаж остался жив. Сейчас при подрыве мины или снаряда гибнут и танкисты, и мотострелки. Поэтому солдаты предпочитают сидеть на броне, а не внутри ее. Зачем тогда такая защита? Но решения уже есть и на будущий год генерал рассчитывает получить новый танк, новый БТР и новую БМП.