18.11.2011 16:22
Власть

Введение в России универсальной карты могут перенести на 2013 год

Текст:  Татьяна Шадрина
Читать на сайте RG.RU

Срок введения в России универсальной электронной карты, скорее всего,  перенесут на год, с 1 января 2012 года на 1 января 2013 года. Она должна заменить полис обязательного медицинского страхования, пенсионное удостоверение, банковскую карту и фактически стать удостоверением личности. И тем самым облегчить людям доступ к госуслугам.

Госдума уже одобрила во втором чтении поправки в закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" по этому поводу. Теперь решение за верхней палатой и президентом. По мнению замглавы Минкомсвязи Ильи Массуха, перенос сроков связан с тем, что карта пока не готова в полном объеме работать с системой межведомственного электронного взаимодействия и электронными госуслугами. Если не решить эту проблему, "карта останется исключительно платежным инструментом, чего не очень хотелось бы", - отметил Илья Массух.

"Проект очень интересный, он может дать новое качество взаимодействия государства и граждан, но только тогда, когда будет создана вся система электронного правительства, - пояснил замминистра. - С точки зрения технических требований к карте государство приняло все необходимые постановления.

Дело за коммерсантами, которые должны создать всю необходимую инфраструктуру, договориться с выпускающими организациями, сделать российский чип, согласовать с Федеральной службой безопасности. Объективно, я думаю, через год-два проект будет готов".

Пока же, по данным Минкомсвязи, к федеральной системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) подключились только 38 регионов. Все остальные должны это сделать до 1 июля 2012 года. Сам процесс перехода на СМЭВ включает в себя 3 основных аспекта.

Во-первых - организационная и проектная составляющая. Это определение в органах власти и муниципалитетах ответственных за переход на электронные услуги и межведомственное взаимодействие, создание координационных органов, которые обеспечат совместную работу ведомств, и будут решать оперативные вопросы. А так же  разработка и согласование технологических карт межведомственного взаимодействия.

Во-вторых, нормативно-правовой аспект - выработка регламентов оказания услуг, корректировка регионального и муниципального правового поля, чтобы не было препятствий для электронного обмена, в том числе, с точки зрения его легитимности.

В третьих - обеспечение инфраструктурной и логической связности информационных систем, участвующих в обмене, согласованное проектирование и разработку комплекса веб-сервисов, реализующих информационный обмен, тестирование и регистрацию их в региональных и единой СМЭВ, пояснили в минкомсвязи. В настоящий момент реализуются в основном мероприятия первого  и второго блока задач.

Комментарий

Михаил Брауде-Золотарев, директор Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС:

- Такой масштабный проект без обкатки в большой пилотной зоне несет технологические, финансовые и организационные риски.

Создания универсальной электронной карты (УЭК) сейчас хотят перенести из-за организационных трудностей, но еще больше - финансовый риск. При малейшем ужесточении бюджетной политики, например, из-за снижения цены на полезные ископаемые, он рискует быть просто остановленным, как это случилось несколько лет назад с аналогичным проектом в Великобритании, когда случился кризис. А все инвестиции оказались "закопанными в землю".

Сколько конкретно будет стоить проект в масштабах страны, сказать трудно, обычно такие глобальные внедрения сильно выбиваются из плановых бюджетов. Стоимость выпуска одной карты в зависимости от используемой технологии составляет несколько сотен рублей.

Еще сотни рублей в год необходимо платить за выпуск и обслуживание сертификата электронной подписи. Текущее обслуживание карты, по идее, должно окупаться за счет ее использования в качестве платежного средства.

Человек со средним достатком, конечно, сможет себе позволить такую карту, но главное, чтобы ему было для чего ее использовать. А с этим пока не так хорошо - услуг, которые можно было бы получать в электронном виде, и для которых была бы полезна УЭК, пока мало. Да и, строго говоря, для получения госуслуг в электронном виде нет необходимости в электронной карте, для удаленной идентификации подходит цифровая подпись на любом достаточно защищенном носителе.

Возвращаясь к финансовым рискам: мне пока непонятно, за счет чего будет окупаться карта. Выпуск и раздача УЭК за счет бюджета, я считаю, вариант неприемлемый - это слишком дорого, да и пока просто не нужно.

Возможен и даже обсуждается более реалистичный вариант, что граждане и банки также примут участие в финансировании выпуска карт. Но вопрос, платить или не платить, должен решать каждый сам, кроме того, финансовая модель должна быть понятна и прозрачна.

Справка "РГ"

Согласно действующему законодательству, универсальные электронные карты должны выдаваться гражданам на основе их заявлений. Тем, кому она не нужна, могут подать письменный отказ от получения карты.

Личные документы