Премьерой "Спящей красавицы" в постановке Юрия Григоровича фактически открылся балетный сезон на возрожденной исторической сцене Большого театра. Красива сама идея - первой премьерой на основной сцене Большого сделать новое пробуждение Авроры.
Шедевр Мариуса Петипа "Спящая красавица" - бриллиант в репертуаре любого балетного театра. Новую хореографическую редакцию балета и постановку осуществил Юрий Григорович, занимающий пост балетмейстера балетной труппы Большого театра. Это его третья версия "Спящей красавицы" на сцене Большого с 1963 года. Сохранив базис хореографических жемчужин Петипа, Григорович в сравнении с предыдущими редакциями пошел по пути лаконизма, сжатия временного формата до двухактного спектакля за счет купюр в партитуре и хореографических сокращений текста. Так, знаменитая панорама с дрейфующей сквозь время сказочной ладьей Феи Сирени и Принцем Дезире на борту урезана до минимума. Жаль, что парадный выход Авроры скомкан: вместо антре примы, сбегающей по ступеням дворцовой лестницы, она банально появляется из кулисы, теряясь среди придворных.
Художником-соавтором предыдущих редакций Григоровича был Симон Вирсаладзе, чьи сумрачные декорации и неповторимый атмосферный фон сценографической палитры полифонично дополняли танец. Ныне на роль художника-постановщика приглашен известный итальянец Эцио Фриджерио, сотрудничавший с Джорджо Стрелером, Кеннетом Макмилланом, Рудольфом Нуреевым. Его сценографическое решение - образец классического итальянского театра с меняющимся задником и кулисами, трансформированными в архитектурную монументальность помпезных колонн. На заднике доминирует расположившаяся на стрелке острова дворцовая ротонда среди уютной бухты с фрегатами под таинственно-облачным небом, а в сцене "Сна" руины дворца окутывает лесная гуща. Для танцев он предложил пол, покрытый золотыми узорами, который для зрителей ярусов напрочь съедает танцевальные па.
Супруга художника-постановщика Франка Скуарчапино создала костюмы, изобилующие вышивкой, росписью, кружевами и сверкающие в лучах софитов. От обилия шикующего блеска и перенасыщенной цветовой палитры рябит в глазах. Костюмированный бал, словно дефиле мод, и сам танец существуют в разных художественных измерениях. Это типично для западных постановок балетной классики, но чужеродно традициям русского балетного театра. Остается надеяться, что тревожная тенденция не станет "законодательницей мод".
Дирижер-постановщик Василий Синайский существенно дисциплинировал оркестр и сбалансировал звучание групп инструментов, "причесал" медные духовые. В его интерпретации подчеркнута эмоциональная глубина музыки Чайковского, которую к чести дирижера он не превратил в балетный аккомпанемент.
Прима-балерина Светлана Захарова с достойным академизмом представила свою Аврору. Красивые линии и позы, мягкие руки, изумительной лепки стопы - козыри балерины. Ее танец чист, как бриллиант и холоден, как кристалл. В партнеры балерина выбрала нового премьера Большого Дэвида Холберга, перебравшегося из Американского балетного театра. Холодная нордическая красота белокурого скандинава по происхождению, завидная фактура и благородная манера танца гармоничны в дуэте с Захаровой. Холберг безупречно танцевал свои вариации и как галантный кавалер не "тянул одеяло на себя", подчеркивая эксклюзивность своей Авроры.
Во втором составе прекрасно выступили Александр Волчков и Нина Капцова, получившая в этот вечер статус прима-балерины. В серии премьерных "Спящих" зритель увидит в главных партиях шесть составов, где нашлось место даже для третьестатусной солистки, но, увы - не для любимицы публики прима-балерины Натальи Осиповой, воистину владеющей даром к пробуждению.