23.11.2011 00:10
Культура

В конкурсе "Дубль дв@" - фильм об Иване Мозжухине

Фильмы о русском зарубежье на экранах Интернет-фестиваля "РГ"
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №263 (5639)
Читать на сайте RG.RU

Идет третий день нашего фестиваля "Дубль дв@", и в конкурс вступают картины, созданные известным киноведом и режиссером Галиной Долматовской. Они будут интересны в первую очередь тем, кого волнуют судьбы русской эмиграции - великого исхода талантливейших людей России, которые не смогли примириться с советским режимом.

"Иван Мозжухин, или Дитя карнавала" для многих современных зрителей станет первой встречей с мега-звездой русского дореволюционного кино: о Мозжухине у нас не было фильмов, о нем не издано книг, сама память о нем давно подернулась ряской. Между тем еще век назад его считали лучшим русским киноактером. Одно появление его имени в афишах гарантировало оглушительный успех. Среди самых знаменитых фильмов Мозжухина - "Оборона Севастополя", где он играл адмирала Корнилова, "Домик в Коломне", где он предстал в двойной комической роли Маврушки, она же гвардейский офицер ("кухарка брилась!"), мелодрама по Брюсову "Жизнь в смерти", "Пиковая дама" по Пушкину и "Отец Сергий" по Толстому.

В 1920 году вместе с самой успешной русской киностудией Ермольева актер уехал во Францию и обосновался в Париже. И вот этому периоду его жизни, почти у нас не известному и обросшему политическими мифами, посвящает свой документальный рассказ Галина Долматовская. Вы сможете увидеть фрагменты совершенно неведомых у нас фильмов с его участием, уникальные архивные фото. В фильме использованы дневники и записные книжки актера, его деловая и любовная переписка - многие документы появились на экране впервые. Для нас судьба эмигрантов всегда обрывалась самим фактом: они покинули отчизну. И дальше возникал стандартный образ человека без родины, погибающего на чужбине от тоски, в нищете и безвестности. Фильм разрушает эту мелодраматическую легенду: не придуманная, реальная судьба одного из кумиров русской публики оказалась более увлекательной, непредсказуемой и драматичной, чем все сыгранные им роли.

В связи с этой лентой, снятой в 1999 году, снова приходится говорить о неестественности ситуации, когда интерес к знаменитейшим фигурам российской истории оказывается много сильнее и глубже за рубежом, чем у нас, на их родине. Фильм о Мозжухине был немедленно востребован многими мировыми фестивалями, его широко показывали в самых экзотических странах, но он и теперь, спустя двенадцать лет после его создания, почти не известен российской публике.

Примерно такие же мифы окутывают судьбу и личность художницы Зинаиды Серебряковой (Лансере), представительницы знаменитой русской династии, фильм о которой наш фестиваль показывает в качестве премьеры - работа над ним только что закончена. В нем снималась дочь Зинаиды Серебряковой 98-летняя Екатерина Борисовна, идет рассказ и о брате ее Александре Борисовиче - оба тоже знаменитые художники, чьи работы высоко котируются на мировом художественном рынке.

Мировой славе предшествовали трудные времена врастания в новую среду, новый быт, новые социальные обстоятельства. Прежде чем Зинаида Серебрякова смогла вернуться к свободному творчеству, прошли годы работы вынужденной, заказной, для заработка. Письма ее говорят о том, что все свои проблемы и комплексы русский человек возит с собой повсюду, как черепаха свой панцирь. И в Париже Зинаида Серебрякова продолжала чувствовать себя глубоко несчастной, везде ей неуютно, ей все не нравилось: и толпы на улицах, и сад Тюильри, и жаркий, душный климат, и словно бы "остановившаяся" жизнь. В общем, типичная для русской эмиграции болезнь, сформулированная в мудрой пословице "Везде хорошо, где нас нет!".

Фильмы Долматовской о людях русского зарубежья заставляют думать. О том, что такое для человека родина. О том, можно ли "стать французом". И о том, какими невосполнимыми потерями для России оборачиваются наши нескончаемые политические и социальные катаклизмы.

Документальное кино