22.11.2011 00:27
Культура

В конкурсе "Дубль дв@" представят фильмы "Каторга" и "Глубинка 35х45"

В конкурсе фильмы "Каторга" и "Глубинка 35х45"
Текст:  Валерий Кичин Сергей Михеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №262 (5638)
Читать на сайте RG.RU

Пути нашего документального кино невообразимы. Вот "Глубинка 35х45", один из двух фильмов сибиряка Евгения Соломина, которые сегодня вступают в наш конкурс. Он снят три года назад, и только за первый год его с успехом показали на полусотне международных кинофестивалей, где он получил около двадцати наград.

Автор картины Евгений - из потомственной семьи сибирских кинематографистов: его отец Валерий Соломин - классик нашего документального кино, член Европейской киноакадемии, лауреат множества премий; мать - мастер по обработке пленки на киностудии, брат - кинооператор, бабушка была монтажером одной из сибирских студий. Учился он у знаменитого документалиста Леонида Гуревича, и уже его курсовая работа "2,5 недели в раю" стала лакомой добычей фестивалей в Амстердаме, Нью-Йорке, Клермон-Ферране, Марселе...

Наш фестиваль показывает два его фильма. Первый, "Каторга", снят в 2001 году и рассказывает о заключенном исправительной колонии Кемеровской области. Дома его ждет тяжелобольной старик-отец. Сын живет надеждой на досрочное освобождение и все делает, чтобы его заслужить. Сцена, когда люди с застарелым равнодушием на челе играючи, не очень заботясь о законных основаниях, решают его судьбу, врезается в душу и в память. Картина награждена многими призами, включая Гран-при документального фестиваля на Тайване.

Второй фильм - "Глубинка 35х45". Чтобы не захлебнуться в море жизни, документалисту нужен сюжет, который будет развиваться сам. И в своем развитии будет группировать вокруг себя самых разных персонажей. Возникнет непредусмотренная драма. Или комедия. Или трагикомедия - жанр, в котором чаще всего и выдержана жизнь современной России. Таким сюжетом стал обмен в сибирской глубинке советских паспортов на новые, российские. СССР больше нет, теперь это Россия.

И вот по селам и полевым станам разъезжает фотограф Лютиков, делает снимки для паспортов граждан этой новой страны. Стандартные, 35х45, официальные, без улыбки. Откуда тут взяться характерам и судьбам! Но посмотрите фильм - и вы узнаете о людях больше, чем из иного романа. В этих людях - характер и судьба страны. В их лицах - прогноз ее будущего. Потому что из этой глубинки и состоит Россия. И сколько бы новых станций метро ни открывали в Москве, какие бы сериалы ни снимали в Петербурге и какие бы небоскребы ни строили в Екатеринбурге, а Россия как жила, так и живет, почти не меняясь, и не всегда к лучшему. Ее нужно знать, ее нужно увидеть лицом к лицу. Для того снимал свой фильм Евгений Соломин.

Наблюдения, без постановок и подстав, - дело долгое и терпеливое. Финальные кадры сожжения уже ненужных советских паспортов - кульминация фильма. Превращается в пепел то, о чем слагал стихи Маяковский. То, чему, уверял поэт, должен был завидовать весь мир, - исчезает. И с ним обращается в прах целая эпоха российской жизни. Что придет взамен? Картина заканчивается немым вопросом, и отвечать на него - нам.

Расписание

Документальное кино