В кредитных бюро содержится 62 млн уникальных кредитных историй наших сограждан. Если учесть, что население страны составляет около 140 млн, то получается, что кредитная история сейчас есть чуть ли не на каждого трудоспособного жителя страны. Об этом на ежегодном НБКИ-форуме заявил глава Центрального каталога кредитных историй Банка России (ЦККИ) Борис Воронин. Всего в ЦККИ находится 134,5 млн титульных частей кредитных историй (несоответствие в цифрах из-за того, что данные на одного человека есть в нескольких бюро).
Досье на юридических лиц собрано меньше. Лишь 300 тыс. компаний из 8 млн, зарегистрированных в России, имеют кредитную историю в БКИ. По словам главы ЦККИ, 99,5% собранной информации - истории физических лиц и только 0,5% - данные по юрлицам.
В госреестре сейчас 31 бюро кредитных историй. "Подавляющее большинство информации" приходится на три крупнейших бюро - Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), "Эквифакс кредит сервисиз" и "Экспириан-Интерфакс". Основное рыночное преимущество "Экспириан" - это информация из Сбербанка, "Эквифакс" - данные "ХоумКредит банка", НБКИ - самое большое число партнеров. У НБКИ партнерские соглашения подписаны с 928 банками, у "Экспириан" - с 220, у "Эквифакса" - со 100. Четвертый по силе игрок - "Кредитное бюро Русский Стандарт" - сейчас имеет соглашения с 40 банками.
"Сегодня наиболее жесткая конкуренция развертывается между тремя крупнейшими игроками. Это в первую очередь "Экспириан", который после объединения со Сбербанком увеличил свою долю рынка вдвое, до 20,5%. У НБКИ сейчас 35,3% рынка, у "Эквифакс" - 31,9%, у "Русского Стандарта" - 5,9% рынка, - сообщил гендиректор НБКИ Александр Викулин. - В НБКИ хранятся данные по 46 млн субъектам, в "Эквифакс" - 43 млн, в "Экспиран" - 27,7 млн, у "Русского Стандарта" - данные на 8 млн субъектов". Соответственно, сейчас наиболее высокий hit rate (число результативных обращений) у НБКИ - более 83%. Суммарный результативный hit rate по рынку составляет чуть больше 70%. По словам Андрея Сучкова, старшего вице-президента ВТБ, в следующем году он должен быть выше 90%.
В 2011 году НБКИ представило 41,5 млн кредитных отчетов, 5,5 млн скорингов, 1,2 млн отчетов ФМС, 382 тыс. отчетов из базы ГИБДД. С 2009 года среднемесячное количество запросов выросло с 1,5 млн до 5,2 млн - фактически втрое. Около 35 тыс. человек обратились в этом году за своей кредитной историей. Это втрое больше, чем в 2010 году, а по сравнению с 2009 годом любознательность граждан выросла в 10 раз. Бюро кредитных историй уже собирают данные по залоговым авто (хотя соответствующий закон, наделяющий их этой обязанностью, еще не принят). Так, в НБКИ есть данные по 300 тыс. залоговых авто, и в следующем году бюро планирует эту базу удвоить.
Андрей Сучков считает, что сейчас роль бюро кредитных историй будет возрастать. "Рыночная ситуация достаточно тревожна. Этот год был непростой, и следующий будет не легче. Несмотря на все проблемы, с которыми столкнулся финансовый сектор мировой экономики, российская банковская система развивалась весьма динамично. На сегодняшний день объем розничного кредитования увеличился почти на 24% по сравнению с началом года. Оценки роста на следующий год достаточно осторожны - слишком много неопределенности, но речь идет о росте. Хотя аналитики многих банков снижают свои прогнозы, все равно речь идет о двузначной цифре роста объемов потребительского кредитования. Это при том, что сохраняется высокая вероятность рецессии мировой экономики", - отмечает банкир. Поэтому сейчас, по его мнению, будут пользоваться спросом аналитические продукты БКИ, способствующие оценке заемщика, а также сервисы по верификации клиента.
Андрей Сучков говорит, что из услуг бюро сейчас наиболее востребованы скоринг, верификация данных и выявление мошенничества. "Если прежде отношение к внешнему скорингу было прохладным, особенно у крупных банков, то сегодня скоринг БКИ многие клиенты рассматривают как необходимое дополнение к собственному скорингу, - утверждает старший вице-президент ВТБ. - Что касается верификации, то сейчас НБКИ может проверять данные по базам ФМС и ГИБДД, в следующем году бюро будет готово предоставлять информацию из Пенсионного фонда РФ".
По словам президента НБКИ Александра Клычкова, система предотвращения мошенничества будет предложена банкам в следующем году. "Мы также запустим сервис по всесторонней оценке заемщика. Мы хотим его оценивать не только по показателям риска, но и по другим параметрам. Таким как устойчивость к изменениям в экономике, кредитоспособность при получении дополнительных кредитов, перспективность этого клиента для банка, - рассказывает он. - В кризисное время обостряется интерес банков к мониторингу своего кредитного портфеля, поэтому мы до конца года запускаем сервис по мониторингу счетов. Надеемся, что он будет покрывать 90% тех потребностей, которые есть сейчас у банков". По его словам, глобальное направление для БКИ - это подключение к федеральным базам данных. "В следующем году мы существенно расширим набор информационных сервисов по физическим лицам и дополним ее информацией по юридическим лицам", - обещает Клычков.