Во Владимирской области разрабатывают долгосрочную целевую программу по обращению с твердыми бытовыми отходами и утвердили "схему очистки территории". Но реформирование "мусорного" хозяйства проходит в регионе не без сложностей.
Свалка из прошлого
По данным регионального департамента природопользования, во Владимирской области образуется примерно полтора миллиона кубометров твердых бытовых отходов в год, а утилизируется около миллиона. Таким образом, значительную часть мусора вывозят на несанкционированные объекты.
Власти пытаются предпринять меры. Так, "схема очистки территории" предполагает, что на смену двумстам официально действующим свалкам придут семь сортировочных комплексов, десять перегрузочных станций и шесть межмуниципальных полигонов, где будут размещать отходы, которые невозможно использовать вторично. Такой подход, как считают его идеологи, позволит создать современную инфраструктуру экологически безопасного обезвреживания всей массы отходов, а концентрация мусора, сортировка, продажа его ценных фракций, а также прессование и транспортировка позволят сделать очистку территорий рентабельной и минимизировать рост тарифов на вывоз мусора для населения. Кроме того, во Владимирской области запланировано создать региональный кадастр ТБО, который должен включать полную информацию об объемах и составе отходов, мощностях по переработке и утилизации, местах их размещения.
- Этот документ позволит четко представлять, сколько отходов мы имеем, и добиться стопроцентной утилизации ТБО, чтобы свести экологический ущерб к нулю, - пояснил директор регионального департамента природопользования Алексей Мигачев.
Действующие муниципальные свалки были организованы в 60-80-е годы прошлого века, и ни одна из них не соответствует требованиям Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Так, на городской свалке Коврова, устроенной в отработанном песчаном карьере без защитного противофильтрационного экрана, ежегодно размещают около 50 тысяч тонн отходов. Причем в решении 1964 года говорилось о выделении под этот объект двух гектаров, а сейчас он занимает не менее семи. Суздальская санкционированная свалка ТБО, находящаяся в 700 метрах от деревни Хламово и в полутора километрах от реки Нерли, морально и физически устарела и не соответствует современным экологическим стандартам. На судогодской городской свалке, занимающей 3,8 гектара земель Гослесфонда, отсутствуют наблюдательные скважины, а в полукилометре от нее протекает река Передел. По решению суда объект был закрыт для эксплуатации, но его не рекультивируют, и периодически сюда поступают отходы от населения.
Но, кроме легальных, в регионе есть и сотни действующих стихийных свалок. Нынешней весной сотрудники департамента природопользования и охраны окружающей среды обследовали 16 районов области и обнаружили 176 несанкционированных мусорных площадок общей площадью почти 45 гектаров. Однако, как показали следующие рейды, принимать меры муниципальные власти не торопятся. К началу августа было ликвидировано только 38 объектов.
Ситуацией в отрасли возмущены и владимирские дорожники. Оказывается, 38 миллионов рублей - 5,5 процента от денег, выделенных на содержание магистралей, - уходит на уборку и утилизацию помоек. По данным замначальника управления автодорог администрации региона Владимира Рябинина, за девять месяцев силами ДРСУ N 3 из полосы отвода автотрасс областного и межмуниципального значения вывезено 4,8 тысячи кубометров мусора, ликвидированы несанкционированные свалки и навалы бытовых отходов объемом свыше 12 тысяч кубометров.
И неудивительно. Едва ли не в половине районов области контейнерным методом удаления ТБО охвачено менее десяти процентов освоенной территории. К примеру, в Киржачском районе, где 112 населенных пунктов и количество жителей в дачный сезон увеличивается втрое, пока всего 43 контейнерных площадки.
Без особого энтузиазма
Первый объект областной целевой программы - межмуниципальный полигон у деревни Марьинки в Камешковском районе. Власти утверждают, что этот комплекс соответствует самым жестким современным технологическим и экологическим стандартам, позволяющим минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и исключить дискомфорт для местного населения.
Но пока мусор везут в Ново-Александрово. За несколько лет жители этого села направили огромное количество жалоб в различные инстанции. Требуют свалку рядом с селом полностью засыпать землей и высадить там деревья. Словом, довести ее рекультивацию до логического завершения. Этот объект функционировал в 600 метрах от ближайшего жилья 26 лет. Его использование было прекращено в ноябре 1989 года после ввода в действие полигона захоронения ТБО около деревни Разлукино в Судогодском районе. Правда, летом 2005-го работу этой свалки уже остановили, поскольку к этому моменту ее плановые мощности были перекрыты в три раза. Однако и надежды на новый полигон у деревни Марьинки не оправдались - из-за банкротства инвестора.
В итоге в отсутствие альтернативы возобновили прием отходов на ново-александровской свалке, назвав эту работу рекультивационной. Но, продлевая действие объекта, власти уверяли, что мусор сюда будут привозить в брикетированном виде, а к 2010-му все мероприятия по рекультивации будут завершены. Теперь срок работы продлен еще на шесть лет.
В областном департаменте природопользования обещают, что Марьинский полигон откроют уже в ноябре. И в связи с его вводом в эксплуатацию все свалки на территориях Владимира, Коврова, Ковровского, Камешковского, Суздальского и Судогодского районов должны быть закрыты. Еще в мае главам этих муниципальных образований поручили подготовить планы-графики вывода из эксплуатации действующих объектов. Однако не у всех руководителей новая схема очистки вызывает энтузиазм. И чем ближе срок ввода в эксплуатацию, тем дальше расхождения областных и владимирских чиновников.
- Лицензию на Ново-Александровский полигон мы получили в январе текущего года, сроком на пять лет, то есть до 2016-го года он абсолютно законен, - настаивает глава Владимира Сергей Сахаров.
- Ново-александровской свалки нет в федеральном реестре, а значит - она вне правового поля, - парирует Алексей Мигачев. - Там фактически идет не рекультивация, а размещение отходов из Владимира.
Один из главных коньков горадминистрации - цена вопроса. На муниципальном Ново-Александровском полигоне тариф на прием мусора один из самых низких в области - 90 рублей за кубометр. А вот на Марьинском, расположенном значительно дальше, только с учетом затрат на бензин он наверняка будет выше, считают в мэрии.
Правда, Алексей Мигачев с расчетами не согласен:
- "Мусорная" экономика складывается из тарифов на утилизацию и перевозку мусора. Первый очень низок, так как рассчитывался еще по старым ценам. И основная часть денег тратится на транспортировку. Сегодня в маленьких мусоровозах перевозят в основном несортированный мусор, в котором до 30 процентов воздуха. Если его сортировать, прессовать и перегружать на крупнотоннажные машины, получится немалая экономия. Но в этом не заинтересованы компании, которые на разнице между дорогой доставкой и дешевой утилизацией зарабатывали до 300 процентов прибыли, не думая о развитии.
Сор из чужой избы
- Потоки вывозимого мусора сопровождаются соответствующими денежными потоками, - отмечает замгубернатора Владимир Веретенников. - Часть этих денег идет на организацию "выступлений общественности" против строительства полигона в Марьинке, на лоббирование сохранения нынешней ситуации даже через депутатов Госдумы.
Областные власти считают, что в сохранении существующего положения дел, при котором вывоз и утилизация ТБО во многих муниципальных образованиях региона бесконтрольны, заинтересованы представители мусорного бизнеса из столицы.
- В последнее время участились случаи ввоза во Владимирскую область ТБО из других регионов России, в частности из Подмосковья, где плата за их захоронение в несколько раз выше, чем у нас, - подчеркивает губернатор Николай Виноградов. - В том, что некоторые главы органов местного самоуправления не желают наводить порядок в этом вопросе, не исключаю и коррупционную составляющую, поскольку они подписывают договоры на захоронение ТБО.
Администрация намерена решать вопрос в судебном порядке с взысканием с муниципалитетов и должностных лиц штрафов за наносимый экологический вред. Все объекты обращения с отходами, кроме Марьинского полигона, будут вне закона и с момента его ввода в эксплуатацию подлежат исключению из госреестра, закрытию и рекультивации.