22.11.2011 13:12
Культура

"РГ" увидела балет Эйфмана "Роден" накануне мировой премьеры

Текст:  Мария Голубкова (Санкт-Петербург)
Читать на сайте RG.RU

22 ноября на сцене Александринского театра состоится мировая премьера новой постановки Театра Бориса Эйфмана "Роден". Накануне премьеры корреспонденту "Российской газеты" удалось увидеть фрагменты нового спектакля и пообщаться с его автором, а также исполнителями главных ролей.

В основу спектакля легла трагическая и прекрасная история любви скульптора и его ученицы и возлюбленной Камиллы Клодель. Их духовный, телесный и творческий союз длился более 15 лет, однако разрыв привел женщину на край бездны, за которой безумие.

- Две линии идут параллельно. Одна и та же история рассказана с позиции мук совести и ностальгии Родена по прекрасной Камилле, - рассказывает о своем замысле Борис Эйфман. - А с другой стороны - это бред безумной эриннии, ненавидящей человека, которому отдала все, и который обокрал ее, как она считала, и погубил как личность, и как художника, и как женщину.

В спектакле всего три главных героя. Трагедия Камиллы и Огюста Родена - это еще и трагедия гражданской жены скульптора Розы Бере. Она любила его всю жизнь, но свою заслуженную награду - законный брак - получила лишь за несколько недель до смерти. На премьере в этой роли выступит солистка театра Бориса Эйфмана Нина Змиевец. Партии влюбленных гениев исполнят Олег Габышев и Любовь Андреева.

В спектакле есть сцены, где Камилла и Роден занимаются творчеством, обыграны отдельные работы скульптора. Однако и хореограф, и танцовщики категорически не согласны с тем, что Роден - это "танцующая скульптура".

- На языке тела мы говорим в этом спектакле о страсти, внутренней борьбе, отчаянии - обо всех тех явлениях жизни человеческого духа, которые гениально изображены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе, - поясняет Эйфман. - Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений - вот к чему стремился я, сочиняя новый балет.

Примечательно, что в "Родене" нашли отражение работы скульптора, наиболее любимые танцорами. Для Олега Габышева и Нины Змиевец (вот оно, супружество - пусть и только на сцене!) - это "Вечный идол". Люба Андреева же призналась, что ее завораживают "Врата ада". Над этим многофигурным порталом Роден работал до конца жизни, но так и не закончил. Интересно, что и к своим балетам Борис Эйфман возвращается снова и снова.

- Думаю, что если когда-нибудь создам балет, где смогу выразить себя на все сто процентов, то потеряю творческий азарт, перестану творить, - поясняет он. -  Совершенство недостижимо. Но возможность хоть на два-три шага приблизиться к нему стимулирует художника. Искренне надеюсь, что при работе над спектаклем "Роден" эти важнейшие шаги были сделаны.

Между первым  и последующим показом "Родена" пройдет почти полгода. Гастроли в Москве, которые состоятся в конце мая в рамках Открытого Фестиваля Искусств "Черешневый лес" на сцене Большого театра, Борис Эйфман назвал европейской премьерой своего видения судьбы гения.

Прямая речь

Любовь Андреева, исполнительница партии Камиллы:

Работу над ролью можно разбить на 3 этапа: подготовительный, творческий и технический. Подготовительную работу Борис Яковлевич проводит сам и на высочайшем уровне. Творческий этап очень интересен, поскольку героиня Камиллы Клодель - неординарный, яркий персонаж. Техническая работа - более тяжелый момент, так как хореография Бориса Яковлевича кардинальным образом отличается от всего, с чем имеешь дело в классическом театре.

Музыкальный театр Санкт-Петербург Северо-Запад