23.11.2011 00:21
Общество

Ольга Каширина: Призеры школьных олимпиад чаще выбирают региональные вузы

В России появится карта академической мобильности талантливой молодежи
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Столичный выпуск: №263 (5639)
Читать на сайте RG.RU

Куда чаще всего поступают призеры и победители олимпиад? Почему они сейчас намного чаще предпочитают региональные вузы? Как сделать доступными для всех лекции лучших профессоров? Об этом "РГ" рассказывает Генеральный секретарь Российского Союза ректоров Ольга Каширина.

Российская газета: Ольга Валентиновна, Союз ректоров патронирует олимпиады школьников. Итоги этого года показали: победители и призеры олимпиад из регионов сейчас не так активно приезжают в московские вузы. А в каких регионах остается больше талантливой молодежи?

Ольга Каширина: Лидерами по притоку дипломантов олимпиад из других регионов стали вузы Северо-Западного и Уральского федеральных округов. Так, к 1787 победителям олимпиад Санкт-Петербурга добавилось еще 893 человека из других регионов. В олимпиадах вузов Северо-Западного округа активно участвуют даже школьники Сибири - 11% от общего числа. Это результат активного использования вузами дистанционных технологий и интернет-туров. Например, такие методики активно использует Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.

Вузы Уральского округа тоже активно привлекают к обучению олимпиадников из других регионов. Туда поступило 15 процентов дипломантов местных олимпиад и 77% победителей и призеров олимпиад из соседнего Сибирского федерального округа. Мы надеемся, что государство будет оказывать финансовую помощь школьникам - победителям первого тура в оплате проезда на второй - очный тур. Этот вопрос обсуждается.

РГ: Получается, московские вузы уже не так популярны?

Каширина: Как были популярны, так и остаются. Но растет авторитет региональных вузов. Перед образовательным сообществом встал серьезный вопрос: как согласовать академическую мобильность с интересами территорий. Сейчас регионы разрабатывают программы своей "интеллектуальной привлекательности". Ведь по мощностям образовательных центров и научных школ многие региональные вузы не уступают столичным.

РГ: А если у регионального вуза нет ни оснащенных центров, ни сильных научных школ?

Каширина: Российский Союз ректоров разработал программу "Путь Ломоносова". Ее суть - в сетевой интеграции вузов различных регионов для усиления образовательных центров на местах. Создается единая база данных, которая будет содержать, с одной стороны, описание возможностей того или иного вуза по приему студентов на стажировку, проведению на своей базе научных исследований, организации преподавательского обмена. С другой стороны, база будет фиксировать подобные потребности университета.

Мы хотим создать карту развития академической мобильности в России, чтобы студент, который, к примеру, изучает физику в Новосибирске, мог прослушать курс известного ученого-физика в Москве, а будущий океанолог из Санкт-Петербурга смог пройти стажировку в Петропавловске-Камчатском. Пилотным проектом является развитие мобильности в отношении Дальневосточного федерального университета. Уже объявлен конкурс по приему на работу преподавателей из других регионов по 25 направлениям научно-образовательной деятельности.

Образование