24.11.2011 10:42
Экономика

Эксперт: Спасти сибирских аграриев может только экспорт зерна в Азию

Главной надеждой сибирских аграриев становится экспорт в Юго-Восточную Азию
Текст:  Сергей Зюзин
Российская газета - Экономика Сибири: №264 (5640)
Читать на сайте RG.RU

В Барнауле прошла VI Международная конференция "Зерновая Сибирь", темами которой стали низкие цены на готовую продукцию, огромные транспортные издержки и другие проблемы сельхозпроизводителей.

То, что мировое производство зерна продолжает расти, крайне негативно сказывается на сибирских аграриях. Выросшая конкуренция со стороны фермеров Украины и Казахстана, а также большие транспортные расходы, из-за которых везти сибирскую пшеницу в центральные области России трейдерам невыгодно, угрожают сельхозпроизводителям серьезным кризисом.

В этом году для сибирских аграриев установлен коэффициент 0,5 на перевозку и зерна и продуктов ее переработки на расстояние свыше тысячи километров. Однако, по мнению алтайских крестьян, этого уже недостаточно. Президент краевого Союза зернопереработчиков Виктор Фоминых убежден, что коэффициент нужно уменьшить до 0,3 и действовать он должен с первого километра перевозки.

В 2011 году, по данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), зерновой профицит Сибири составит 5,5 миллиона тонн. Большую часть этих излишков девать, по сути дела, некуда - в последние годы рынок зерна в СФО сужается. Ведь практически все регионы научились собирать неплохие урожаи и вышли на уровень самообеспечения, а Красноярский край с его урожайностью в 26 центнеров с гектара и вовсе стал основным поставщиком зерна для соседей. Усиливается и давление со стороны Казах-стана. В этом сезоне республика может вывезти порядка десяти миллионов тонн зерна. И, скорее всего, значительная доля этой дешевой продукции осядет в России.

- В таких жестких условиях стратегическим направлением для реализации сибирского зерна становится Юго-Восточная Азия, - полагает президент Национального союза зернопроизводителей (НСЗ) Павел Скурихин. - Есть перспектива поставок в Японию - правда, в силу специфических требований к качеству зерна в этой стране, экспорт туда - скорее, дело будущего. Но в Юго-Восточной Азии есть и менее требовательные рынки: Вьетнам, Тайвань, Таиланд, Северная Корея. Они уже сегодня готовы принимать наше зерно.

Что касается южного направления, то, по мнению Скурихина, продукция сибиряков не будет востребована по нескольким причинам. К большому потоку дополнительных вагонов не готова транспортная инфраструктура. На это накладывается неравная конкуренция с другими крупными поставщиками, которые, в отличие от сибиряков, имеют низкую себестоимость продукции - речь идет о Краснодарском и Ставропольском краях, Поволжье и Ростовской области.

Сибирские зернопроизводители готовы к существенному увеличению экспорта к 2020 году. Но это возможно лишь при условии снятия всех существующих инфраструктурных ограничений. Необходимы комплексные меры, включающие развитие дорог, перевалочной базы, формирование прозрачной и гибкой тарифной политики, в том числе - установление льгот на перевозку зерна. Общеизвестно, что уровень транспортных и других логистических расходов в России, по сравнению с государствами, считающимися основными зерновыми экспортерами, превышен в несколько раз.

- Мы возлагаем большие наде-жды на ведомственную программу минсельхоза России "Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка", которая станет составной частью государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года. Документ предусматривает строительство значительного количества новых элеваторов и зернохранилищ, включая портовые. Еще один важный фактор наращивания экспортного потенциала - организация адресного производства качественной зерновой продукции под конкретного потребителя. На Дальнем Востоке нужен крупный терминал, а льготный тариф на железнодорожные перевозки необходимо установить не на один год, а не менее чем на пять лет. Все это обеспечит возврат азиатских инвесторов в проект "дальневосточного коридора". Конечно, какие-то деньги в этом случае недополучит ОАО "РЖД", но в конечном итоге это будет компенсировано объемом перевозок зерна на экспорт. Начав с относительно небольших поставок, за пять-шесть лет мы сможем довести ежегодный объем перевозок до нескольких миллионов тонн, - прогнозирует президент НСЗ.

Сложностей хватает и у сибирских мукомолов. Пожалуй, главные из них - высокая конкуренция на мировом рынке и все те же непомерные транспортные расходы. Перегрет и внутренний рынок. К примеру, алтайская мука сейчас оказывается практически не нужной в СФО. Это раньше Алтайский край снабжал ею Кемеровскую область, а теперь кузбассовцы, вложившие немало средств в модернизацию сельского хозяйства, обходятся своими силами. К тому же во всей России цены на муку снижаются. По данным ИКАР, мукомолы европейской части страны уже сегодня работают с нулевой рентабельностью.

Аналогичная ситуация скоро сложится и в Сибири. Тогда у местных переработчиков останется два "безвыходных выхода": либо повышать цены на свою продукцию (к чему не готов потребитель), либо снижать закупочные цены на зерно (которые снижать уже некуда).

Впрочем, есть и позитивные изменения. Так, в сентябре этого года в индонезийские порты Джакарта, Белаван и Панджанг поступила первая партия алтайской муки (400 тонн) с крупного предприятия в Алейске, входящего в объединенную экспортную компанию "Алтайские мельницы", которая заключила контракт с индонезийской компанией "Глобал Агри Седжахтера". Пока это беспрецедентная отгрузка российской муки на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.

Еще один шанс - развитие глубокой переработки зерна с его химическим расщеплением и получением широкой гаммы продуктов, импортируемых нашей страной, и востребованной в пищевой, кондитерской, фармацевтической, микробиологической отраслях, в животноводстве и энергетике.

- Сегодня в мире 48 процентов зерна расходуется на продовольственные цели, 35 - на кормовые и 18 - на биотехнологии. И эта третья составляющая использования зерна динамично растет. На Западе глубина переработки давно перешагнула 90-процентный рубеж. Там никто не кормит скотину дробленкой, - подчеркивает председатель совета директоров Сибирского зернового союза Александр Бедарев. - Что в Сибири имеется для глубокой переработки? У нас есть множество зерноперерабатывающих предприятий, среди которых царит высокая конкуренция. Она ужесточается с каждым годом и доводит эти предприятия до финансового истощения. Их рентабельность сегодня находится на уровне одного-трех процентов, а износ основных фондов превышает 75 процентов. Поэтому глубокая переработка - не только шанс селу, но и выход из уже критической ситуации для зерноперерабатывающей отрасли. Но для этого требуется государственная программа поддержки бизнеса, образующего для страны новую, по сути дела, отрасль. В частности, нужны гарантии сбыта и защиты от импорта на первых порах, система страхования рисков и финансирование проектов, может быть, даже на условиях государственно-частного партнерства, - считает Бедарев.

Прямая речь

Олег Суханов, ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка:

- По нашей оценке, Сибирь в этом году получит около 13,5-14 миллионов тонн зерна. Это средний показатель. Для сравнения: в 2010 году в СФО было собрано порядка 13,4, в 2009-м - 18,4 миллиона тонн. В Сибири, безусловно, можно получать и больше - даже двадцать миллионов тонн не предел. Но для этого необходимо повышать урожайность. В прошлом году средняя урожайность яровой пшеницы в СФО составила 14,5 центнера с гектара. В мире же средний показатель урожайности пшеницы составляет пятьдесят-шестьдесят центнеров с гектара. Конечно, нельзя забывать и о природных условиях, но тем не менее нереализованный потенциал в СФО остается большим. Если бы у крестьян были гарантии, что они смогут продать зерно по высокой цене, то они и сеяли бы больше и лучше.

АПК Барнаул Сибирь