28.11.2011 00:12
Культура

В ГМИИ им. Пушкина открывается самая масштабная за пределами Италии выставка Караваджо

Шедевры Караваджо - в Москве
Текст:  Виктор Васенин Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №267 (5643)
Читать на сайте RG.RU

Выставка Караваджо из музеев Италии и Ватикана, которая открылась в ГМИИ им. А.С. Пушкина, стала впечатляющим завершением года Италии в России и России в Италии.

Это одна из самых масштабных экспозиций работ знаменитого мастера начала XVII века не только в России, но и вообще за пределами Италии. В Москву привезли 11 полотен Караваджо, в том числе "Христос в Эммаусе" (1606) из миланской Галереи Брера, "Обращение Савла" (1604-1605) из церкви Санта Мария дель Пополо в Риме, принесшее ему славу, "Положение во гроб" из Музеев Ватикана, написанную незадолго до смерти картину "Мученичество Св.Урсулы" (1610)…

Экспозиция позволяет увидеть развитие художественной манеры мастера: от ранних римских произведений, как "Юноша с корзиной фруктов" (1596) из галереи Боргезе, до работ, написанных в годы бегства из Рима. Картина "Христос в Эммаусе", написанная в роковом 1606 году, когда Караваджо в драке случайно убивает человека и под угрозой казни бежит из столицы, открывает череду полотен, созданных во время скитаний. Надо сказать, что количество записей о судебных разбирательствах Микеланджело Меризи да Караваджо вполне может соперничать с числом актов о приеме его работ. Он разгуливает по улицам Рима с кинжалом и шпагой на боку, ввязывается в драки и дуэли, он не сдержан на язык и то и дело оказывается под арестом. Как он умудряется при этом еще и работать, остается загадкой. Но знатоки быстро оценили качество его полотен. "Еще есть некий Микеланджело из Караваджо, делающий в Риме чудесные вещи, - пишет о нем ван Мандер в 1603 году. - На поле этом растет не только пшеница, но и сорняк: он не трудится без перерыва, а, поработав пару недель, гуляет месяц или два со шпагой на боку в сопровождении слуги, играет в мяч то в одном, то в другом месте, всегда готов затеять ссору и сцепиться, так что знаться с ним трудно. (…) Тем не менее живопись его не вызывает сомнений".

 
Видео: Виктор Васенин
Количество записей о судебных разбирательствах Микеланджело Меризи да Караваджо вполне может соперничать с числом актов о приеме его работ

Этот сын каменщика, буян и дуэлянт и в живописи тоже умудрялся существовать по своим правилам. Еще юнцом, получив заказ написать Святого Матфея для одной из римских церквей, он изобразил евангелиста неловким лысым стариком с тяжелыми натруженными руками и негнущимися пальцами, чью руку направляет крылатый мальчик-ангел. Заказчики были шокированы, образ святого пришлось переписать. Но вкус к представлению событий евангельской истории с такой достоверностью, словно они происходят в соседней таверне, Караваджо не утратил. Его Фома неверующий буквально лезет корявым пальцем в рану Спасителя. Его Савл, ослепленный, рухнувший с коня, лежащий в пыли дороги, ведущей в Дамаск, вздымает руки к Господу из праха, ничем не напоминая о величии будущего апостола Павла. Его пастухи, пришедшие в хлев и обнаружившие Марию и новорожденного ребенка "Поклонение пастухов" (168-1609), сочетают неуклюжесть ласки, умиление жестов и грубость простых одежд.

Кажется, Караваджо предпочитает моментам триумфа горькое время унижения, боли, растерянности и гибели. Его Христос в момент бичевания словно погружен во тьму, из которой его вырывает поток света, идущего сверху. Он придает его телу почти скульптурную выразительность, заставляя вспомнить "Умирающего раба" Микеланджело. Мускульные усилия, резкие контрасты света и тьмы подчеркивают драму, исход которой предрешен. "Ужин в Эммаусе" погружен во тьму, из которой выступают лица измученных, усталых людей, которые не столько видят, сколько ощущают странную непостижимость происходящего - встречи с Христом после ужаса казни.

Этот сын каменщика, буян и дуэлянт и в живописи, тоже умудрялся существовать по своим правилам

Парадокс в том, что мы не видим взгляда ученика Христа - он смотрит на учителя, другой и вовсе повернут затылком. Что касается загорелого трактирщика и его измученной супруги, то они Христа по идее не могут узнать, потому что, в отличие от учеников, его не видали. Получается, что единственным, кто должен точно узнать Спасителя, оказывается зритель. Это он стоит в двух шагах от стола с бедной трапезой, где незнакомец преломляет хлеб и поднимает руку в благословляющем жесте. Для него единственного Христос и после этого остается видимым. Иначе говоря, Караваджо вовлекает зрителя в сюжет картины, превращает, если угодно, в сотрапезника Христа, переводя событие евангельской истории из вечности в сегодняшний миг.

Удивительно ли, что работы Караваджо полюбили вначале голландские живописцы, приезжавшие в Рим из католического Утрехта, а потом, отчасти благодаря им, и Рембрандт? Среди имен художников, повлиявших на искусство Нового времени, имя Караваджо стоит одним из первых. Бескомпромиссный в своем поиске истины, он проложил дорогу бунтарям, идущим вслед за ним. А в ХХ веке и сам становится одним из любимых героев современного искусства. Фильм Дерека Джармена, посвященный этому горячему итальянцу из XVII века, - не последнее тому доказательство.

Справка "РГ"

На выставке "Караваджо (1571-1610). Картины из собраний Италии и Ватикана" представлены следующие работы :

"Юноша с корзиной фруктов" (1593-1594) (Галерея Боргезе, Рим), "Обращение Савла" (1604-1605) (Церковь Санта Мария дель Пополо, Капелла Черази, Рим), "Иоанн Креститель" (1602) (Капитолийские музеи, Рим), "Иоанн Креститель в пустыне" (около 1606) (Национальная галерея старого искусства в Палаццо Корсини, Рим), "Ужин в Эммаусе" (1606) (Галерея Брера, Милан),
"Св. Франциск" (1606) (Национальная галерея в Палаццо Барберини, Рим), "Положение во гроб" (1602-1604) (Музеи Ватикана, Ватикан), "Поклонение пастухов" (1608-1609) (Региональный музей Мессины, Мессина, Сицилия), "Бичевание Христа" (1607) (Музей Каподимонте, Неаполь), "Спящий амур" (1608) (Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция), "Мученичество св. Урсулы" (1610) (Палаццо Дзеваллос Стильяно, Коллекция Банка Интеза, Неаполь)

Выставка работает с 26 ноября 2011 до 19 февраля 2012.

Место: ГМИИ им. А.С.Пушкина.  Главное здание. Москва, ул. Волхонка, 12. Зал № 17.

Время работы музея: с 10.00 до 19.00, по четвергам - с 10.00 до 21.00; выходной день - понедельник.

Стоимость билета

для граждан РФ и СНГ:  Основная категория - 300 рублей
                                               Льготная категория - 100 рублей

для иностранных граждан: Основная категория - 400 рублей
                                                    Льготная категория - 200 рублей


 

Живопись