Премьер-министр Косово Хашим Тачи выбрал самый удачный для себя момент, чтобы разобраться с так надоевшими ему сербами, проживающими на севере края. Ведь для Вашингтона и ЕС вместе с официальным Белградом худшего времени для очередного парирования все растущих косовских аппетитов трудно себе представить. Впрочем, при удачном стечении обстоятельств и мудрой тактике именно для Сербии сложившаяся критическая ситуация может оказаться максимально полезной.
Любой интересующийся растущими, словно снежный ком, американско-европейскими проблемами, легко проведет параллель между действиями официальной Приштины и пиковыми датами все разрастающегося очередного глобального экономического кризиса. До сих пор косовских сербов от расправы над ними со стороны албанских властей в Приштине спасали Миссия ЕС в области верховенства закона и правопорядка в Косово и международные силы KFOR под командованием НАТО. Именно США и Евросоюз не только не скрывали авторства идеи отделения Косово от Сербии, но и клялись, что смогут усмирить албанских боевиков. При каждом удобном и не удобном случае они били себя кулаком в грудь, уверяя, что знают, как удержать косовар в цивилизованных рамках. У них якобы был разработан план превращения многострадального края в уголок спокойствия на Балканах.
Этим заявлениям за пределами Евросоюза верили с трудом. В том числе и в России. А среди балканистов высказывались иные версии насчет того, зачем в действительности, в первую очередь, Вашингтон затеял игру под названием - независимость Косово. Немало среди экспертов оказалось тех, кто продолжает считать: Приштина нужна американцам в качестве своеобразного козыря, который в любой момент можно вытащить из рукава в случае, если Евросоюз покажется США слишком опасным конкурентом. Тут-то и понадобится отличный источник проблем, на который европейцам придется тратить и силы, и огромные средства.
То, что происходит в крае с середины июля этого года, безусловно, является ярким доказательством правоты тех аналитиков, кто был уверен: ни Америка, ни ЕС в действительности не знают, что делать с албанскими властями в Косово. Косовары вырвались из-под контроля сразу после того, как почувствовали ослабевшую американско-европейскую хватку.
Напомним, обострение обстановки на севере края, когда Приштина силовым способом попыталась захватить два КПП на административной границе с Сербией, началось в конце июля. В это время Вашингтон был занят решением ключевой задачи: повышением потолка своего госдолга. Самые жаркие политические баталии между республиканцами и демократами происходили именно в конце июля. Понятно, что до Косово американцам в то время было меньше всего дела.
А ведь эти два КПП являются единственной ниточкой, которая продолжает связывать косовских сербов в Сербией. То есть речь идет о стратегическом плацдарме, с высоты которого, в случае успеха, албанские власти могли бы начать праздновать победу над окончательно сломленными и изгнанными с родной земли сербами. Первую попытку, однако, отбили. Тогда вмешались европейцы, которым худо-бедно удалось восстановить статус-кво.
Новый виток обострения ситуации пришелся на середину сентября. На этот раз под прикрытием спецподразделений своей полиции Приштине удалось захватить оба КПП и разместить там своих таможенников. Впрочем, ликование косовар было недолгим. Практически сразу началось вооруженное противостояние. Сербы возвели баррикады. На этот европейцы оказались бессильны. В первую очередь потому, что в то время Брюссель полностью сконцентрировался на решении куда более важной для него задачи - спасении евро. Лихорадило и продолжает лихорадить Грецию, Испанию, Португалию, Италию. На пороге кризиса балансирует теперь уже и Франция. А косовары только становятся все более агрессивными. Им уже никто не указ. Все заняты своими проблемами. Нет сомнений, что Хашим Тачи также занялся решением своих задач. Первая и наиважнейшая из которых, очистить край от сербов.
Время шло, а положение дел на севере края становилось все более аховым. Несколько недель назад поползли слухи о том, что отчаявшиеся косовские сербы собираются в массовом порядке просить Россию предоставить им российское гражданство. Затем СМИ сообщили: сербский север Косово готовится к самопровозглашению своей независимости. И вот в прошедший четверг глава МВД Сербии Ивиц Дачич заявил: "Красная линия для Белграда - это вооруженное нападение Хашима Тачи на сербов в Косово. Тачи должен знать, что атака против косовских сербов будет означать атаку против Белграда. Сербия не может и не будет на это спокойно смотреть".
Но войны явно не будет. Сербия, по общему мнению экспертов, сейчас точно не в том положении, чтобы воевать с кем-либо. И с экономической, и с политической точки зрения Белград далек от мысли отдавать приказ о наступлении на Косово. Нет сомнений, что этот момент также учли албанские власти в Приштине, решаясь на захват стратегических КПП.
Тем не менее, сигнал из Белграда отправлен крайне жесткий. Причем рассчитан он больше на ответную реакцию не из Косово, а из Брюсселя и Вашингтона. У сербских дипломатов сейчас появилась уникальная возможность не на словах, а на деле доказать, что именно Белград, а не Приштина, является надежным стратегическим партнером для Евросоюза вместе с США. Впрочем, без сомнения, речь идет о крайне трудной и почти невыполнимой задаче. Тем не менее, попытаться все равно стоит.