Исследовательская группа ЦИРКОН опубликовала результаты опроса об отношении россиян к легализации короткоствольного оружия - предоставлении совершеннолетним, законопослушным и психически здоровым гражданам права на лицензируемое приобретение, хранение и ношение пистолетов, револьверов в целях самообороны. Мониторинг проводился с марта 2010-го по сентябрь 2011 года. Было опрошено 1600 респондентов в 140 населенных пунктах всех федеральных округов.
Как и ожидалось, большинство населения не желает вооружаться и негативно относится к предложениям узаконить короткий ствол в качестве средства самообороны. Но если с марта 2010-го по март 2011-го динамика настроений почти отсутствовала (колебания находились в пределах статистической погрешности), то за последние полгода число сторонников легализации возросло с 14-16 процентов до 21. По мнению социологов, одна из причин тому - реакция общественного мнения на освещение в СМИ некоторых событий типа конфликта в Сагре, когда применение гражданами оружия интерпретировалось журналистами как оправданное и справедливое.
Среди тех, кто положительно относится к легализации оружия, преобладают мужчины, материально обеспеченные граждане и столичные жители. При этом мотивация противников и сторонников легализации заметно разнится. Первые аргументируют свою позицию тем, что доступность пистолетов и револьверов может привести к результатам прямо противоположным, т.е. к росту преступности, агрессивности и снижению уровня безопасности граждан. Вторые же делают акцент на соблюдении личных прав и предоставлении гражданам возможности защитить свою жизнь и имущество.
Как показал мониторинг, большинство россиян, даже если им разрешат, не намерены покупать оружие. И хотя по результатам сентябрьского опроса на 3 процента увеличилась доля тех, кто обнаружил такую готовность, эксперты считают, что это не выходит за пределы статистической погрешности и вряд ли отражает тенденцию.
Тем не менее активисты некоторых партий и движений время от времени выходят на улицы с плакатами: "Оружие - это безопасность и достоинство", "Оружие - это независимость и ответственность". Слышатся сетования на то, что российские законы серьезно ограничивают граждан в праве на самозащиту с помощью оружия. Это право провозглашается неотъемлемым правом гражданина.
Чаще всего сторонники легализации оружия ссылаются на американский опыт. Вторая поправка в конституцию США еще в конце XVIII века дала гражданам народившегося государства право на ношение оружия. С тех пор многие жители других стран, в том числе и России, пребывают в уверенности, что в Соединенных Штатах оружие имеется чуть ли не у каждого. Это не так, в некоторых штатах личное оружие запрещено. Разрешено оно в Германии, Финляндии и Швейцарии, где граждане могут свободно приобретать даже автоматы. Но и там, где оружие легализовано, не стихают дискуссии о целесообразности его легализации. Спорят об этом и в России, где с 1920 года введена и до сих пор действует уголовная ответственность за незаконное хранение и приобретение оружия. Аргументы спорящих усиливаются известным состоянием российской правоохранительной системы и работой полиции, в частности.
Сторонники разрешительных мер говорят следующее. Первое: полиция не справляется с валом преступности, поэтому защита личной безопасности при помощи личного же оружия необходима. Второе: преступления редко совершаются с помощью легального оружия, бандиту не нужна лицензия, у него уже есть ствол, а законопослушному гражданину пистолет может спасти жизнь. Третье: опыт многих зарубежных стран свидетельствует, что запрет на ношение оружия приводит не к снижению, а к росту уровня насильственной преступности. Вывод: вооружившись, граждане получат дополнительные гарантии своей безопасности. Кроме того, будет покончено с криминальной торговлей оружием - этот бизнес удастся вывести из тени и обложить налогами. Заодно и те, кто сейчас тайно владеет оружием, выйдут из подполья, зарегистрируются, станут подконтрольны.
От этих соображений веет прекраснодушием. Уровень взаимной терпимости в российском обществе пока таков, что любая перебранка в очереди за справкой в жилконторе или выяснение отношений между водителями, не поделившими ряд, может закончиться пальбой. Добавим к этому чудовищное расслоение на имущих и неимущих, богачей и нищих - расслоение, то и дело проявляющее себя вспышками агрессии и классовой ненависти. Вооружить население - значит в буквальном смысле насыпать пороху на раскаленную социальную почву.
Ну и кроме того, в России нет культуры обращения с огнестрельным оружием. Вам кажется, что, приобретя пистолет, вы будете вооружены по крайней мере не хуже бандита? Это опасная для вашей жизни иллюзия. Потому что в отличие от вас преступник вооружен еще и умением обращаться с оружием и отсутствием страха перед его применением.
Эти доводы убеждают не всех. В России существует своего рода товарищество по оружию. Оно состоит в основном из политиков. Владимир Жириновский после событий в Сагре предложил вооружать сельских жителей: "Как только бандиты едут в сторону села - всю банду окружить и уничтожить". Возглавляемая Жириновским партия разработала соответствующий законопроект. "В тех странах, где разрешено свободное владение боевым огнестрельным оружием, уровень преступности значительно ниже, - пишет в своем блоге лидер ЛДПР. - Мы должны дать людям возможность самим себя защитить. И не надо бояться, что начнется гражданская война - нигде она из-за этого не началась".
Принять закон, разрешающий гражданам носить огнестрельное оружие, считает необходимым и первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. Ввиду того, что "преступность растет и наглеет", идею вооружить население он решительно поддерживает. Исключение предлагает сделать только для наркоманов, алкоголиков и лиц с непогашенной судимостью. В итоге, по прикидкам Торшина, захотят иметь оружие и получат на это право около 14 процентов россиян. Сенатор приводит в пример Молдавию: как только там узаконили ношение оружия, преступность снизилась вдвое.
Легализовать личное оружие призывает также полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский. Потенциальная возможность получить пулю, уверен он, приведет к сокращению числа преступлений. Аргументация и здесь опирается на примеры: в начале 90-х многие сомневались, можно ли продавать охотничьи ружья всем желающим, а не только членам общества охотников; сомнения были напрасны - сегодня рост числа криминальных преступлений с использованием двустволок составил всего 0,1 процента, зато количество нападений на загородные дома и на дальнобойщиков сократилось на 90 процентов.
Граждан, желающих вооружиться, в России немного. Иной раз кажется, что их даже меньше, чем политиков, призывающих превратить пистолет и револьвер в товары массового потребления.