26.11.2011 16:48
Экономика

Глава минтранса: К 2013 году надо разобраться с убыточностью электричек

Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Читать на сайте RG.RU

Министр транспорта РФ Игорь Левитин, проводя в Воронеже рабочее совещание, раскритиковал работу пригородной пассажирской компании "Черноземье", в ведение которой с июля перешла организация железнодорожных перевозок в пределах восьми областей.

Во втором полугодии ППК, по прогнозу, получит расходы в размере 1,050 миллиарда рублей, выручка же от продажи проездных документов составит 360 миллионов. Таким образом, надо компенсировать около 690 миллионов убытка. Компания просила об этом регионы, входящие в состав учредителей компании. Самый крупный партнер - Воронежская область: на ее долю приходится до 40 процентов объема перевозок. Соответствующие этой доле убытки - 224 миллиона рублей. Но в казне региона в 2011 году на электрички заложено менее 11,5 миллиона.

- За Воронежскую область федеральный бюджет вам дал 500 миллионов на инфраструктуру, и все равно еще из областного надо 200 за аренду подвижного состава? Не проще ли было бы вам напрямую эти 500 миллионов дать, чтобы вы вагоны в собственности имели? Ведь выходит, что средства из госбюджета - 25 миллиардов в год - направляются РЖД, та на них покупает вагоны и тут же сдает в аренду пригородным компаниям. Мы "накручиваем" стоимость аренды, а значит, и тарифы на перевозку. Деньги крутятся, и у вас окупается лишь треть стоимости билета, - рассуждал Левитин. - Так быть не должно! Тем более что в 2013 году федеральных субсидий на железнодорожную инфраструктуру не будет. Пока есть время, подумайте, как выстроить более эффективную модель.

Стоит отметить, что ППК, работающая в зоне Юго-восточной железной дороги (ЮВЖД) , мало отличается от своих "сестер" на других территориях. К примеру, прогнозируемые убытки ОАО "Центральная ППК" за десять месяцев текущего года с учетом субсидирования услуг инфраструктуры и поступлений от обслуживаемых регионов (Тульской, Орловской, Курской, Рязанской, Калужской, Смоленской, Брянской и Владимирской области) составят 1,08 миллиарда рублей.

- Надо уходить от аренды подвижного состава. Берите вагоны в собственность ППК: регионы должны вам дотировать не арендную плату, а выпадающие доходы от регулирования тарифов. Иначе мы не выкарабкаемся. Автобусом уже сейчас примерно на 30 процентов дешевле ездить по тем же маршрутам, которые вы предлагаете, а если ничего не менять, эта сфера будет активнее развиваться, - убеждал министр.

- Если мы оформим вагоны в собственность, столкнемся с новыми расходами - амортизация, содержание и ремонт, зарплаты работникам депо. Из нынешней суммы будет вычтен только НДС (18 процентов), - возражал гендиректор ОАО "ППК "Черноземье" Виктор Шубин.

- Что это за транспорт такой?! - не выдержал воронежский губернатор Алексей Гордеев. - Скоро легче будет людям талоны на такси раздать, чем электрички дотировать.

Вопрос повис в воздухе.

Позднее в беседе с корреспондентом "РГ" Виктор Шубин пояснил, что расходы на аренду подвижного состава дают около десяти процентов убытков пригородной компании. НДС, входящий в плату за вагоны, затем учитывается при формировании расходов, предъявляемых для компенсации субъектам РФ, и возвращается в федеральный бюджет.

- Может быть, если этот налог с нас снимут, то финансовую проблему можно будет урегулировать и без передачи подвижного состава, - предположил Шубин. - Дело в том, что мы не можем резко взять и забрать вагоны - нужно набирать и специалистов для работы на них. Мы работаем всего полгода. Наверное, сначала лучше наладить схему обслуживания пассажиров, а потом уже влезать в технологии. Через год-два можно будет задумываться и об оптимизации работы. Пригородные перевозки неизбежно дотационны. Мы используем методику расчета экономически обоснованных затрат, утвержденную Федеральной службой по тарифам: все расходы по итогам года собираются в "общий котел", а потом распределяются по регионам в зависимости от их доли в структуре перевозок. В первом полугодии территорию ЮВЖД обслуживала "Северо-Кавказская ППК", они выставили нам счет для Воронежской области на 165 миллионов рублей - это меньшие убытки, чем по итогам второго полугодия будем иметь мы, потому что часть расходов легла на регионы покрытия Северо-кавказской железной дороги.

В рамках совещания была рассмотрена еще одна острая "железнодорожная" тема - строительство второго транспортного тоннеля под путями крупнейшего узла ЮВЖД в райцентре Лиски. Дорога помогла бы разгрузить в городе автотранспортные потоки. Но договориться о ее строительстве на местном уровне, по всей видимости, не удавалось. Мэр Лисок Евгений Митюрев обозначил проблему на недавнем II Железнодорожном съезде в Москве. Выступление не осталось незамеченным, и глава минтранса поинтересовался, что мешает сделать этот "прокол" в насыпи. Начальник ЮВЖД Анатолий Володько объяснил, что бурение тоннеля потребовало бы остановки множества поездов, следующих через Лиски.

- Ваш коллега в Ярославле тоже так говорил. Но приближалось тысячелетие города, мы поставили задачу: "Дай проехать!" И все было сделано без остановки поездов. Вы можете взять эту практику на вооружение?

- Нет, - отрезал Володько. - Кто даст денег? Нужно 345 миллионов рублей. И составы мы никуда деть не можем.

- Предположим, что деньги мы нашли, - технически "прокол" можно будет сделать, не мешая поездам? - допытывался министр.

- Нет. К тому же на это нужны средства, - настаивал начальник дороги.

- Да дело не про деньги! - не выдержал Левитин.

- Да про деньги же! - упорствовал Володько.

- Если мы оставляем только технический вопрос, вы готовы рассмотреть ярославскую технологию?

- Я видел в другом месте, как это делается. Элементарно просто притащить оборудование, пробить насыпь без остановки движения абсолютно реально, - вдруг согласился Володько.

- Ну вот. Мы посмотрим, как помочь РЖД найти эти деньги…

- Причем тут РЖД?

- Насыпь - ваше имущество. Деньги будут федеральные. Мы не можем напрямую дать их региону или вам под такой проект, но мы финансируем инвестиционную программу РЖД. Из 40 миллиардов в год неужели нельзя будет 300 миллионов выделить? Просто вы с Гордеевым (губернатором области. - "РГ") должны будете помочь РЖД, чтобы средства пошли именно в Лиски. Вы понимаете, что мэр, смелый человек, поднял вопрос на съезде. Вспомните, как в советское время: человек на съезде выступил, что делал Генсек? Он продолжал из президиума смотреть в зал - а вопрос уже на местах решался! - улыбнулся Левитин, удостоверившись, что понимание найдено.

Анатолий Володько, в свою очередь, обратил внимание министра на проект вокзала "Воронеж-3" на окраине города. Если модернизировать там станцию "Придача", увеличив ее пропускную способность, то поезда южного направления не будут ползти через мегаполис к центральному вокзалу. Время прохождения составов по территории ЮВЖД за счет этого сократится на 40 минут. Игорь Левитин подтвердил, что организация скоростного движения в направлении Москва-Сочи относится к приоритетным задачам на ближайшие годы. Но с заявлением об участии минтранса в строительстве "Воронеж-3" спешить не стал. На реализацию проекта понадобится порядка трех миллиардов рублей. По мнению региональных властей, есть смысл также оборудовать парк осмотра и ремонта электропоездов в районе станции Отрожка и создать на базе дороги логистический центр контейнерного бизнеса.

В перспективе планируется вложить около миллиарда рублей в транспортно-пересадочный узел на основе инфраструктуры вокзала "Воронеж-1".

Общественный транспорт Воронеж Минтранс Центральная Россия