Президент Дмитрий Медведев пригрозил "увольнять пачками " тех, кто срывает гособоронзаказ. Правда, в следующем году, уточнив, что если повторится ситуация с 2011 годом.
Памятен скандал конца 2010 года. Тогда министр обороны лично доложил Верховному главнокомандующему, что государственный оборонный заказ не будет выполнен полностью. Сделал министр это заявление открыто, с широким освещением в СМИ. Вину возложили на промышленность. По правде, закупки вооружения, военной техники и боеприпасов у нас никогда не осуществлялись в декларируемых Минобороны объемах. Списывалось это на традиционную уже нехватку финансов, и никогда публично не обсуждалось.
Поэтому-то демарш министра обороны 2010 года в обществе был воспринят, как ни странно, с энтузиазмом. Минобороны, наконец-то, получило надлежащее финансирование, и заводы, наконец-то, должны заработать по-настоящему, армия, авиация и флот получить новейшие образцы боевой техники и оружия. Дав деньги промышленности, военное ведомство обрело полное право спрашивать за срыв заказов по всей строгости и даже публично. Чтоб впредь такого не повторялось.
Действительно, последовали оргвыводы, были уволены некоторые топ-менеджеры оборонной промышленности и кто-то из военных. Впрочем, скоро выяснилось, что уволили совсем уж мелких стрелочников. А смена руководства на "Ижмаше" вообще никак со срывом заказа не соотносилась по той причине, что заказа там фактически не было. В этом году, кстати, Минобороны официально заявило, что в ближайшие годы заказывать новые автоматы Калашникова в Ижевске не будет.
Страсти по срыву гособоронзаказа-2010 отшумели. Казалось, в этом году ничего подобного не случится. Ситуация же оказалась еще хуже. К середине лета уходящего года было заключено минимум контрактов на закупку и утилизацию военной техники. Представители промышленности стали открыто заявлять, что они физически не смогут выполнить те обязательства, которые на них возлагает Минобороны. Странно было то, что заключение контрактов затягивалось даже в тех случаях, когда были уже проведены необходимые конкурсы и выявлены победители. А по больше части приоритетных направлений даже конкурсы не проводились. При этом высшие чиновники Минобороны не уставали заявлять, что Вооруженные силы сидят на пороховой бочке миллионов старых боеприпасов, и с этим надо что-то делать.
В начале ноября стало ясно, что план утилизации провален с треском. Это было тем более печально, что 2011 год являлся стартовым очень обширной Федеральной целевой программы "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года". По утвержденным этапам утилизации старой военной техники и боеприпасов на текущий год в процентном отношении отводилась большая часть работ, по сравнению с последующими годами.
Старт намечался очень энергичным, и денег под это действительно выделялось много. На 2011 год - более трех миллиардов рублей. К концу года контрактов на утилизацию удалось заключить на сумму около миллиарда рублей. Да и те промышленность освоить объективно не сможет. Более того, Минобороны без веских на то объяснений попыталось разорвать ряд заключенных контрактов, которые уже стали выполняться. Исключительно по причине каких-то закулисных интриг внутри заказывающего ведомства был заторможен начавшийся процесс утилизации бронетанковой техники на сумму более 165 миллионов рублей. 2623 единицы старых танков и бронетранспортеров так и остались висеть на бюджете Минобороны совершенно бесполезным грузом.
Если говорить о боеприпасах, то их промышленная утилизация идет в микроскопических объемах, большая часть древних авиабомб, снарядов, мин, ракет и патронов взрывается и сжигается на открытом воздухе, нанося огромный ущерб экологии страны. О взрывах на армейских арсеналах и человеческих жертвах и вспоминать излишне.
Совершенно непонятная ситуация сложилась с закупкой современной военной техники и вооружений.
Серию контрактов на строительство боевых кораблей и подводных лодок между Минобороны и объединенной судостроительной корпорацией удалось подписать совсем недавно и то после активного вмешательства в этот процесс премьер-министра.
В авиастроении контракты вроде бы заключаются, хотя тоже с огромным запаздыванием. Однако количество заказываемых боевых самолетов таково, что для полного обновления всего авиапарка ВВС потребуется… сто лет. Об этом совершенно открыто говорят военные эксперты. А ведь к 2020 году этот парк должен быть обновлен на 70 процентов.
А что будет с основной ударной силой Сухопутных войск - танками? Военные теоретики определили, что для полноценной защиты огромной сухопутной территории России достаточно 2000 современных танков. И почти сразу после того как определились, перестали закупать основной боевой танк Т-90. Сейчас поддержание боеспособности идет за счет глубокой модернизации старого Т-72. Военные заявляют, что Т-90 устарел и морально и технически, поэтому они будут ждать появление новой машины, создаваемой в рамках темы "Армата". Вот когда ее создадут, тогда и станут массово закупать новейший супертанк. Будет это не ранее 2015 года.
Совершенно не факт, что новый танк окажется боеспособным. Двадцать с лишним лет работали над "объектом 195", но танка Т-95 так и не получилось. Откуда уверенность, что с первого раза всего за пять лет удастся создать танк совершенно нового поколения? А если удастся, то сможет ли единственный в стране танкостроительный "Уралвагонзавод" каждый год (с 2016 по 2020 включительно) выпускать по триста абсолютно новых машин без брака, так, чтобы прямо из цеха и в бой? Это только для того, чтобы обновить полностью одряхлевший парк на 70 обещанных процентов.
Минобороны прекратило заказывать классические бронетранспортеры БТР-80. Как и в танках, ждут новую платформу. Ее активно проектируют. Но время-то обновления парка тоже на месте не стоит. И 2012 может промчаться также быстро, как и 2011.
Сорван гособоронзаказ по закупке крупной партии БМП-3. Был заключен контракт, предприятию выплачен хороший аванс. В 2011 году завод, выпускающий эти боевые машины пехоты, контракт выполнил полностью. А Минобороны отказалось принимать изготовленные машины! В чем дело? По чьей вине сорван фактически выполненный заказ? Сейчас в этом разбираются конфликтные комиссии и судебные инстанции.
Перечисленное - лишь небольшая часть видимой стороны айсберга. Ситуация с грамотным формулированием гособоронзаказа, со столь же грамотным формированием конкурсных лотов, с определением их фактической стоимости и многими другими особенностями, от которых зависит выполнение в срок как закупок новой техники, так и утилизации старой, сложная и противоречивая. И у Дмитрия Медведева были причины высказаться очень жестко. Вполне вероятно, какие-то решительные шаги для выправления ситуации, все больше и больше заходящей в тупик, будут начаты до обозначенного президентом срока. Время просто не ждет.