Центральный суд Новосибирска вынес приговор по делу, крайне редко встречающемся в российской уголовной практике: трех участников организованной преступной группы обвиняли в незаконной банковской деятельности. По данным следствия, за два года группа вывела в теневую экономику почти пять миллиардов рублей, заработав на этом 13,3 миллиона.
Весной 2006 года внимание УФСБ по Новосибирской области привлекла деятельность нескольких фирм, носивших похожие названия: "Финэкс", "Финсиб", "Финстрой" и других. Результаты проверки окружного управления Росфинмониторинга показали, что фирмы, якобы занимающиеся поставкой товаров или оказанием услуг, на самом деле не ведут самостоятельную коммерческую деятельность. Банковские счета около десятка компаний (в том числе оффшорных) использовались как транзитные. Причем львиная доля прошедших через эти счета средств - почти четыре миллиарда из пяти - была нелегально перечислена за рубеж, избежав государственного валютного контроля. По данным следствия, за конвертацию валюты "черный банк" взимал минимальную комиссию - восемь копеек с каждого доллара. Кстати, после возбуждения уголовного дела банковские счета фирм, где находится около 35 миллионов рублей, были арестованы - и, по приговору суда, все эти средства должны быть обращены в доход государства.
По материалам уголовного дела, в 2004-2006 годах нелегалы оказывали клиентам весь спектр банковских услуг - от обналичивания средств до инкассации и перевозки денег в пределах Новосибирска. По версии следствия, организаторами этого бизнеса были топ-менеджеры вполне легальных банков Владимир Усов и Вячеслав Бреусов, решившие открыть свое "маленькое дело" вне официального места работы. Вячеславу Бреусову удалось скрыться от следствия (по некоторым данным, он находится в США), его дело выделено в отдельное производство. А Владимир Усов, категорически не признававший вину, вчера выслушал приговор, который вряд ли можно назвать суровым: 2,5 года лишения свободы условно и штраф в 70 тысяч рублей.
Почему организатор незаконных финансовых операций, который нанес почти пятимиллиардный ущерб государству, в итоге отделался легким испугом? Дело в том, что, несмотря на все усилия следствия и прокуратуры, им так и не удалось доказать, что Владимир Усов занимался именно незаконной банковской деятельностью. Суд признал, что Владимир Усов и двое исполнителей, нанятых для выполнения перечислений-обналичиваний и тоже осужденных условно, были не нелегальными банкирами, а всего лишь незаконными предпринимателями. Обвинение было переквалифицировано со 172-й статьи УК РФ на 171-ю, предусматривающую гораздо менее суровое наказание. Именно на этом настаивала защита подсудимых - как заявил в прениях адвокат Владимира Усова Константин Кирпичников, "субъектами преступления, предусмотренного статьей УК о незаконной банковской деятельности, могут являться только должностные лица банков и кредитных организаций; расширительное толкование статьи недопустимо - иначе любой заем денежных средств можно будет рассматривать как незаконную банковскую операцию". По мнению защиты, ни одна из подставных фирм, задействованных в "бизнесе" Владимира Усова, кредитной организацией не являлась. А стало быть, это вовсе и не банк, и судить создателя данной схемы за незаконную банковскую деятельность нельзя.
Эта юридическая тонкость сложна для понимания не только обывателей, но и профессиональных юристов: комментируя Уголовный кодекс, разные авторы высказывают на этот счет разные мнения. Вероятно, в данном случае можно говорить о несовершенстве законодательства: если судить за незаконную банковскую деятельность можно только официальных банкиров, которые по непонятным причинам вдруг решат пуститься в нелегальные операции, то судебная практика по этой статье вряд ли будет обширной. "Судебной практики очень мало, в нашем суде это первое дело", - подтвердила "РГ" и гособвинитель Ольга Еремеева, настаивавшая на том, чтобы подсудимых признали виновными именно в незаконной банковской деятельности и просившая для Владимира Усова три года колонии общего режима и 600 тысяч рублей штрафа. Вероятно, прокуратура будет обжаловать приговор.