Новая станция метро "Ботаническая" открылась в Екатеринбурге. С ее запуском фактически завершилось строительство в городе первой линии метрополитена: подземка связала северную часть мегаполиса с южными микрорайонами. Если ранее дорога с одного края города до другого даже на автомобиле занимала более часа, а с учетом пробок и того больше, то теперь - 19 минут.
В церемонии открытия станции принял участие президент России Дмитрий Медведев. Для главы государства, руководителей региона и города по обновленной уральской подземке был запущен специальный состав из четырех вагонов. Машинист электропоезда Сергей Коробейников за пять минут домчал почетных гостей из спального микрорайона до центра города. Установив тем своеобразную историческую связь, ведь станцию "Площадь 1905 года", на которую прибыл президентский поезд, в свое время также открывал президент России - Борис Николаевич Ельцин.
Во время знакомства с уральским метрополитеном глава государства поинтересовался: "Будет ли продолжение?". Губернатор Александр Мишарин с уверенностью ответил: "Да". Через несколько минут после вип-поезда с "Ботанической" отправились обычные поезда с пассажирами.
Открытие "Ботанической" для екатеринбуржцев - долгожданное событие. Символично даже дизайнерское оформление станции. Впервые в истории Екатеринбургского метрополитена упор в декоре сделан не на уральские самоцветы, а на сконструированные из металла вечные ценности. В частности, на символ трудолюбия - пчел. "Ботаническая" напоминает улей, точнее - пчелиные соты.
Строительство южного направления подземной ветки растянулось почти на десять лет. Последний раз перерезание ленточки в связи с пуском новой станции "Геологической" прошло в Екатеринбурге весной 2002 года. "Геологическая" принципиально не решала проблему пассажиропотока в мегаполисе, поскольку расположена вплотную к центру города. Но затягивать торжество было уже неприлично: метро Екатеринбурга по показателям протяженности претендовало на "Книгу рекордов Гиннесса", поскольку было самым коротким в мире.
Сроки ввода в строй следующих станций казались почти мифическими. Они неоднократно переносились из-за сложностей с финансированием. Были годы, когда на строительство подземки реально выделялось до 20 процентов заложенной по смете суммы. Сказывались и последствия экономического кризиса, и явное противостояние, сложившееся в тот период между областными и городскими властями. Тоннельный рывок удалось совершить только два года назад, когда новый губернатор Александр Мишарин поставил задачу модернизировать транспортную инфраструктуру города. Глава региона предложил по-иному подходить к вопросам финансирования стройки. Не ждать поступления траншей из федерального или регионального бюджетов, а работать на опережение, используя кредиты.
- Надо не спекулировать на деньгах, а работать. Получаете кредит, отрабатываете и идете дальше по порядку. Я же вижу сегодня реальное отставание от графика, - констатировал губернатор, в очередной раз услышав жалобы на нехватку средств во время посещения строящегося метрополитена. Новый принцип финансирования городскими властями был принят и принес свои плоды.
По ходу корректировки сроков строительства, финансирования объекта менялись и подземные приоритеты. В частности, пока в замороженном состоянии на этой линии находится промежуточная станция "Бажовская". Несмотря на то, что строительный задел есть (из тоннеля существует выход на поверхность), "Бажовская" заморожена. В администрации города посчитали, что со стратегической точки зрения для развития Екатеринбурга наиболее перспективна станция "Ботаническая". Она расположена рядом с большим, возведенным в девяностые спальным микрорайоном. К тому же в дальнейших планах здесь предусматривается развитие крупного городского транспортного узла, в частности, строительство южного автовокзала города. Предполагается, что с пуском этой станции пассажиропоток в метро увеличится до 65 миллионов человек в год, что примерно на 70 процентов больше нынешних показателей. И впервые за 30 лет со дня открытия первой станции метрополитен в Екатеринбурге станет окупаемым.
"Ботаническая" пущена в строй на два дня раньше срока. Первоначально планировалось, что торжественное перерезание ленточки произойдет первого декабря нынешнего года, причем откроют для пассажиров сразу две станции: "Ботаническую" и "Чкаловскую", расположенную чуть ближе к центру. Но удвоить радость не получилось. Запуск второй пришлось отложить из-за того, что завод - изготовитель эскалаторов не сумел в необходимые сроки обеспечить екатеринбургскую подземку оборудованием. Предполагается, что новые эскалаторы смогут установить лишь в начале 2012 года, и уже к весне "Чкаловская" будет открыта для пассажиров.
Затяжка со строительством, как ни странно, принесла и положительные плоды. Новые станции метро оснащены по последнему слову техники. Перед запуском "Ботанической" закуплены новые электропоезда для подземки. А на оснащение метрополитена современными системами безопасности из федерального бюджет выделено 120 миллионов рублей. "Система безопасности метро Екатеринбурга будет отвечать не только всем утвержденным нормативным требованиям, но и тем, что еще только будут приняты в ближайшее время, - говорит Александр Мишарин. - Подобные технологии пока есть только на некоторых станциях метрополитенов в Москве и Санкт-Петербурге".
Появились и новые услуги для пассажиров. В частности, перехватывающая парковка для автомобилей на 470 мест. Ее услуги автомобилисты могут оплачивать картой оплаты метрополитена, правда, цена услуги пока кусается - до 80 рублей в час.
Справка "РГ"
Возведение метро в Свердловске началось в августе 1980 года. Движение поездов между первыми тремя станциями стартовало в апреле 1991 года. Протяженность первой линии метро - 13, 5 километра.
Уже ведется проектирование второй ветки метро, которая будет соединять западную и восточную часть города. На ее возведение планируется потратить 40 миллиардов рублей.