Совет Федерации одобрил сегодня ряд законов, входящих в так называемый третий антимонопольный пакет. Изменения вносятся в базовый закон о защите конкуренции, а также в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и ряд других законодательных актов.
Третий антимонопольный пакет предоставляет дополнительные полномочия Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и ужесточает требования к действиям органов власти.
В частности, ФАС получает возможность отменять гостендеры, проведенные с нарушением установленных правил, вести реестры лиц, привлеченных к ответственности за злоупотребление доминирующим положением, и должностных лиц органов власти, привлеченных к ответственности за ограничение конкуренции.
ФАС будет вправе направлять должностному лицу хозяйствующего субъекта письменное предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
При этом должны отсутствовать основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В целях пресечения противоправных действий ФАС будет выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, соответствующее письменное предупреждение.
Такое предупреждение направляется в случае навязывания контрагенту невыгодных условий договора, а также в случае необоснованного или незаконного отказа либо уклонения от заключения договора.
При этом принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о таком нарушении без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. Органам власти запрещается создавать дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, а правительство РФ наделяется правом устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры рынков в сферах естественных монополий, а также к товарам, технологически к ним привязанным.
Существенно повышаются пороговые значения активов (с 3 до 7 млрд рублей) и оборота (с 6 до 10 млрд рублей) компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок и иных действий.
Одновременно снимается запрет на согласованные действия конкурентов, совокупная доля которых менее 20 проц на товарном рынке, а индивидуальная - менее 8 проц.
Кроме того, уточняются критерии монопольно высокой цены, порядок заключения договоров аренды в отношении предоставления государственного и муниципального имущества, требования к проведению торгов.
Субъектам малого и среднего бизнеса могут предоставляться государственные и муниципальные преференции. Уголовная ответственность сохраняется только за картельный сговор, а за согласованные действия и "вертикальные" соглашения (продавец - покупатель) - исключается.
А административная ответственность компаний за нарушение антимонопольного законодательства дифференцируется. При этом за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию, предлагается установить штраф в размере до 1 млн рублей.
В настоящее время за нарушения такого рода действует система оборотных штрафов. Кодекс об административных правонарушениях дополнен обстоятельствами, смягчающими и отягчающими административную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
К смягчающим обстоятельствам относятся исполнение предписания и прекращение правонарушения. К отягчающим - продолжительность совершения преступления более года, причинение ущерба гражданам, организациям или государству в размере более 1 млн рублей либо извлечение в результате совершения правонарушения дохода в размере более 5 млн рублей, совершение правонарушения группой лиц.
По мнению сенаторов, новации "позволят исключить неконкурентные биржевые торги, улучшат условия для развития малого и среднего бизнеса за счет снижения административных барьеров, будут способствовать более эффективному антимонопольному регулированию благодаря введению более четких критериев запрещенных согласованных действий".