Из подмосковного санатория, который принадлежит минздравсоцразвития, в "РГ" пришло тревожное письмо. Одна из крупных детских здравниц, где в год проходят лечение свыше трех тысяч ребят, стала заложником недобросовестного поставщика продуктов. А сменить партнера не так-то просто.
Как выяснилось, в сфере госзакупок такой случай не единственный, что подтвердили "РГ" в минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе.
"Проблемы начались буквально с первых же дней, как только молочные продукты нам стал поставлять победитель электронного аукциона, как того и требует законодательство", - рассказывает главный врач санатория Геннадий Чекета. Каждое нарушение строго протоколируется. Корреспондент "РГ" видел эти акты. Претензий много: продукты возят без соблюдения санитарного режима и правил их хранения в дороге, из-за чего они приходят в санаторий уже "в некондиции"...
Как быстрее поменять компанию-халтурщика на честную - в санатории ломают голову. На судебные процедуры уйдет не один месяц. А до этого времени питание больных детей будет под угрозой. Как лучше действовать в подобных ситуациях?
Что необходимо менять в законодательстве по госзакупкам? С этими вопросами "РГ" обратилась в Федеральную антимонопольную службу и министерство экономического развития. Эти два ведомства разработали поправки в закон об аукционах по госзаказу.
Ирина Пуля
Ольга Анчишкина, директор департамента развития Федеральной контрактной системы Минэкономразвития России:
- Случай с подмосковным санаторием, к сожалению, далеко не единичный. Действующее законодательство, стремясь сократить коррупционные риски, делает заказчика совершенно бесправным. В результате невозможно отсечь участника с подмоченной репутацией на стадии тендера и на практике невозможно избавиться от исполнителя, даже если он грубо нарушает условия контракта. В законе о Федеральной контрактной системе мы ввели ряд норм, направленных как максимум на недопущение и как минимум на пресечение таких ситуаций. Недобросовестный предприниматель не будет допущен к конкурсу, даже если перерегистрировал свою компанию, поскольку по нашим правилам в реестр недобросовестных поставщиков заносится не только юридическое лицо, но и ответственные должностные лица.
По нашему мнению, для таких случаев, как детское питание, детский отдых, предоставление детям образовательных услуг, необходимо вводить процедуру отбора ответственных исполнителей. Согласно законопроекту, заказчик получает право публично выставлять определенные, абсолютно конкретные требования к поставщику: наличие производственных мощностей, опыт выполнения аналогичных работ, деловая репутация. В итоге к конкурсу будут допущены только те компании, которые этим требованиям соответствуют. Думаем, это станет непреодолимым барьером для аферистов и проходимцев, которых к детям нельзя подпускать. Кроме того, предусмотрено, что в случае, если поставщик грубо нарушает существенные условия контракта, заказчик использует право на одностороннее расторжение контракта, а на нерадивого исполнителя накладывается штраф за невыполнение своих обязательств. Преимущество одностороннего расторжения в том, что заказчик может заключить новый договор на эту поставку. Для того чтобы при расторжении контракта не возникало злоупотреблений, мы обязали заказчика публиковать на официальном интернет-сайте госзакупок информацию о своих действиях, а поставщику дали право обжалования по специальной упрощенной судебной процедуре действий заказчика, если он считает их несправедливыми.
Михаил Евраев, начальник управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа:
- Такие недобросовестные поставщики действительно есть и, надо сказать, были всегда. Какие способы борьбы с недопущением подобных ситуаций существуют в действующем законодательстве? Необходимо установить детальные требования к качеству поставляемых товаров. А для того, чтобы поставщик понимал, что этому необходимо жестко следовать, обязательно надо перед заключением контракта потребовать от него предоставление финансового обеспечения на 30 процентов от стоимости контракта. Если поставщик будет знать, что в случае поставки некачественного товара он не только не получит денег, но и лишится собственных средств, он сто раз подумает, стоит ли ему принимать участие в торгах, и сделает все, чтобы поставка была качественная.
При этом очень важно, конечно, проверить то финансовое обеспечение, которое будет представлено перед заключением контракта (например, это может быть звонок в банк, если это банковская гарантия). Если есть малейшие сомнения в подлинности предоставляемого финансового обеспечения, контракт с таким участником заключать не надо, при этом санаторий сразу может заключить контракт с тем, кто занял следующее место на торгах, а материалы на недобросовестного участника передать нам для рассмотрения вопроса об удержании с такого участника 5 процентов суммы, которая была им внесена для обеспечения заявки. Перечисленные меры - это хорошее превентивное средство избежать подобных ситуаций, поскольку всеми предпринимателями движет финансовая мотивация и убытки никому не нужны.
Если же проблемы с качеством поставки возникли при исполнении контракта, то в соответствии с законодательством необходимо подать иск в суд на расторжение контракта и сразу попросить обеспечительные меры в виде приостановки его исполнения. Такие меры по закону судьей принимаются немедленно, а на практике - в течение 2-3 дней. После этого путем запроса котировок (быстрая процедура) на любую сумму можно заключить новый контракт на поставку. До этого размещение заказа может осуществляться у единственного поставщика малыми объемами закупок.
Конечно, в действующем законе есть пробел в части быстрой процедуры расторжения контракта и заключения его сразу с тем участником, который занял второе место. Мы предполагали эту проблему решить еще в марте этого года, разработали все законодательные нормы и представили их в минэкономразвития. Но, к сожалению, понимания там не встретили.
Мы уверены, что действующих механизмов закона (реестр недобросовестных поставщиков, применение штрафных санкций) явно недостаточно. Необходимо срочно вводить быструю (за несколько дней) процедуру расторжения контракта и замену недобросовестного поставщика, а также включать в реестр недобросовестных поставщиков не только сами компании, но и физических лиц, имеющих отношение к руководству таких компаний. Также необходимо начиная с определенной суммы ввести требование о предыдущем качественном исполнении потенциальным поставщиком контрактов на аналогичные поставки. И, конечно, ни в коем случае нельзя осуществлять авансовые платежи - оплата только по факту поставки.
Конечно, у многих существует желание решить имеющиеся проблемы простыми способами - дать заказчикам право требовать производственные мощности, трудовые ресурсы, допуски по репутации и прочие механизмы, о которых сейчас так много говорят. Но это приведет к другой крайности - к описанию через такие требования и допуск во многих случаях только "аффилированных" с заказчиками компаний и выкидыванию с торгов остальных. Мы ведь понимаем, что все заказчики разные - у нас есть как огромное количество добросовестных заказчиков, так и большое количество недобросовестных, а правила должны быть одинаковы для всех, и их надо сделать такими, чтобы они защищали интересы и заказчиков, и поставщиков. Такие изменения действующего законодательства были нами подготовлены.
А по сегодняшней ситуации - мы готовы оказать консультационную помощь данному санаторию, используя имеющиеся в действующем законе инструменты, чтобы избежать поставок некачественных продуктов.
Подготовили Татьяна Смольякова и Елена Кукол