30.11.2011 01:00
Власть

Дежурные части полиции переоборудуют по европейским стандартам

Дежурные части полиции полностью переоборудуют для работы по новым стандартам
Текст:  Михаил Фалалеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №269 (5645)
Читать на сайте RG.RU

Кардинальные перемены ждут дежурные части полиции.

В МВД России решили, что эти самые важные для обычных граждан подразделения будут работать в принципиально новом качестве. Сами помещения полностью перестроят и переоборудуют так, что они станут похожи на европейские офисы, а не эдакие "мини-тюрьмы", как сейчас.

Изменения будут не только внешними. Радикально изменится и техническая оснащенность. Однако все перемены начнутся, все-таки, с сотрудников. Принципиально новые задачи поставлены перед оперативными дежурными. Ведь именно к ним в первую очередь обращаются люди за помощью. Такой пилотный проект по созданию совершенно новых дежурных частей полиции запущен в Тульской области.

Их здесь - 39, в круглосуточном режиме они обслуживают свыше полутора миллиона жителей.

Начальник Управления МВД России по Тульской области генерал-майор полиции Сергей Матвеев сообщил "Российской газете", что каждый из 400 претендентов на должность оперативного дежурного прошел серьезное собеседование с руководством областной полиции. По сути это был строгий экзамен на юридическую подкованность кандидатов. Главным в этом собеседовании было  тестирование на знание законодательной базы и нормативно-правовых актов МВД. И только после этого испытуемого допускали к внеочередной переаттестации.

Такое требование предъявил к сотрудникам дежурной части министр внутренних дел России Рашид Нургалиев - каждый оперативный дежурный должен обязательно иметь юридическое образование. В полиции Тульской области свыше 60 процентов сотрудников дежурных частей - с высшим профессиональным  образованием, остальные со средним юридическим. И, что важно, каждый сотрудник на этой должности - психолог. Здесь специально обучают умению правильно вести диалог с любым человеком, обратившимся в полицию. Понятно, что заявитель может находиться в состоянии стресса, сильного волнения или испуга. Но офицер обязан не только успокоить человека, внушить ему чувство защищенности и уверенности, но и выяснить каждую мельчайшую подробность  происшествия, что понадобится оперативникам, сыщикам, участковому. А то и вообще поможет задержать преступника по "горячим следам".

Такое повышенное, даже пристрастное внимание к персоне каждого оперативного дежурного обусловлено тем, что ему теперь отводится  особая, если не ключевая роль. Оперативный дежурный - это первый полицейский, к которому обращаются люди. Дежурная служба представляет интересы всех подразделений, обеспечивая согласованность их действий в условиях резкого осложнения оперативной обстановки. По сути, это - главный нервный узел полицейского управления.

Что греха таить - зачастую посещение полиции оставляет тягостное впечатление. Тут тебе и "обезьянник" для задержанных, и туалет, и дежурный, отгороженный от посетителей стальной решеткой. Через узенькое окошечко, похожее на амбразуру бронетранспортера, полицейский общается с посетителями и принимает от них заявления. Весь этот нерадостный "видеоряд" сопровождается соответствующими запахами, а нередко и пьяными репликами тех, кто в клетке.  

Поневоле чувствуешь себя в чем-то виноватым и много раз подумаешь, прежде чем вновь навестить это учреждение. Не потому ли люди обращаются в полицию только в самых крайних случаях, когда уже произошло что-то чрезвычайное и просто некуда деваться? А ведь, если бы эмоциональная обстановка была бы другой, многие приходили бы сюда поделиться своими тревогами и опасениями, просто посоветоваться. Глядишь, значительное число преступлений, а значит - человеческих трагедий можно было бы избежать, предотвратить. На профессиональном полицейском языке это называется профилактикой.

На Западе уже давно решили эту проблему. Там полицейские участки напоминают скорее стандартный офис, как скажем, у любого муниципального чиновника. Отличие только в одном - посетителя встречает человек не в цивильном костюме, а в форме. А все остальное - как в уважающей себя конторе: комната для посетителей или холл с диванчиком, журнальным столиком, питьевой водой. Цветочки на подоконнике, нейтральные картинки по стенам. Никаких тюремных ужасов - зачем приличному обывателю сталкиваться, даже визуально, с нарушителями закона?

Дежурный за застекленной стойкой обязательно встанет, как только человек зайдет в помещение. Посетителю предложат стандартный бланк, если ему надо подать заявление. Или попросят подождать в удобном кресле в холле, если он желает встретиться с конкретным офицером. Что любопытно, в "их" полицейских участках полы и отхожие места драят не раствором хлорки, а приятно пахнущими моющими средствами. А в восточных странах даже жгут ароматные палочки. Можно доверительно наедине пообщаться с полицейским офицером, который подскажет, как правильно написать заявление, нужно ли его вообще писать, что-то посоветует, пообещает помощь или вмешательство в ситуацию. Кстати, такое доверие населения к своей полиции порой заменяет агентурную сеть. Теперь эту сказку стремятся сделать былью и в России. По рекомендациям специалистов - дизайнеров и психологов - интерьеры помещений дежурных частей будут оформлять в теплой спокойной цветовой гамме. От этого зачастую зависит настроение посетителей, их предрасположенность к беседе. А применение современных средств охраны позволит отказаться от привычных сегодня в отделениях металлических решеток.

В "дежурке" обязательно должны быть информационные стенды со сведениями о правах заявителей, порядке получения консультаций, времени приема граждан руководителями и участковыми. Обязательный элемент - телефоны прокуроров, судей и полицейских начальников, кому можно пожаловаться. И подробные разъяснения, как подавать заявления, в том числе - по электронной почте.

Перед дежурной частью поставлены дополнительные задачи - защищать жителей не только от преступников, но и от многих других бед и напастей. Например, в Тульской области круглосуточно мониторят обстановку - нет ли аварий с теплом и газом, не прорвало ли водопровод, не отключилось ли электричество. Особое внимание - к отдаленным районам, больницам, школам. Информация о любых несчастьях сразу поступает  к руководителям дежурных смен. Это - принципиальная позиция генерала Матвеева: полиция обязана прийти на помощь в любой трудной ситуации, а не только по "ведомственной принадлежности".  Ведь зачастую, и не только в отдаленных селах, для людей, оказавшихся в беде, телефонный номер полиции остается единственной надеждой на помощь.

Как только сигнал о любом, не обязательно криминальном, ЧП  поступает в "дежурку", оперативный дежурный немедленно высылает на место наряд. А дежурная смена областного управления берет ситуацию под свой контроль, информируя о происшествии МЧС, местную власть, прокуратуру. А при необходимости, если масштаб ЧП велик, ликвидации всех последствий происходит под контролем Ситуационного центра областного Управления МВД.

Дежурные части региона уже внедрили инновационные технологии обработки информации, систему глобального позиционирования ГЛОНАСС/GPS. Это позволило незамедлительно реагировать на изменения обстановки, управлять оперативными силами и контролировать несение службы. Такие комплексы развернуты в Туле и в крупных районных центрах с численностью населения более 100 тысяч человек.

C помощью системы глобального позиционирования ГЛОНАСС/GPS за 10 месяцев по "горячим следам" раскрыто более 900 преступлений. Раскрываемость увеличилась на 12 процентов. Именно благодаря дежурным частям каждые семь преступлений из 10 раскрывается в течение суток.

Одновременно развивается и другая система - "Безопасный город". В местах массового пребывания людей, на площадях и перекрестках населенных пунктов установлено более 300 видеокамер, выведенных на мониторинговые центры дежурной  службы Управления МВД. Вся информация, поступающая с видеокамер, накапливается и анализируется в режиме реального времени. Данные, представляющие оперативный интерес, незамедлительно доводятся до сведения патрульно-постовых нарядов и наружных служб. Завершается работа и над системой ОКСИОН. Она предназначена для информирования населения  при возникновении кризисной ситуации. Все необходимые  сообщения будут поступать на телекоммуникационные средства, установленные в общественных местах в режиме реального времени.

В ближайшей перспективе в тульской полиции автоматизируют контроль за работой территориальных подразделений. Для этого уже  устанавливаются системы видеонаблюдения на рабочих местах оперативных дежурных, идет круглосуточная запись их телефонных переговоров и даже устных диалогов с гражданами, которые  лично обратились в дежурную часть.

Правоохранительная система Тульская область Центральная Россия МВД