В самые ближайшие годы Россия станет местом проведения нескольких мероприятий международного масштаба, требующих реконструкции и строительства новых объектов инфраструктуры. Это форум АТЭС в Приморье в 2012 году, Универсиада (Казань) в 2013-м, Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи в 2014-м, чемпионат мира по футболу-2018. Нельзя исключать и вероятность того, что Санкт-Петербург может стать столицей летней Олимпиады-2024. Проблемам их транспортного обеспечения и был посвящен форум "Современная инфраструктура для мероприятий глобального значения: содействие гармоничному развитию транспортных сетей".
Так, только для обслуживания участников и гостей зимней Олимпиады необходимо построить совмещенную железнодорожно-автомобильную магистраль в Горный кластер, железнодорожную линию в международный аэропорт, проложить вторые пути между Адлером и Сочи. В общей сложности в Сочинском районе появится 367 км новых автодорог, 200 км железнодорожных путей и 22 тоннеля. К саммиту АТЭС, как известно, строится мост на остров Русский - самый большой из вантовых в мире, имеющий рекордные по длине центральный пролет (1,1 км) и ванты (до 580 м).
Окончательный список городов, принимающих матчи финальной части футбольного чемпионата-2018, будет утвержден в марте будущего года, но уже сейчас ясно, что этих городов будет от 9 до 13, и между ними предстоит наладить скоростное и высокоскоростное железнодорожное сообщение (последнее в нашей стране пока только в проектах) и реконструировать автодорожную сеть. Транспортная сеть, обслуживающая Мундиаль-2018, включает в себя 1920 км новых железнодорожных путей и 7700 км автомобильных!
С одной стороны, сложно. С другой - не мы первые, не мы последние. Так, в Пекине к Олимпиаде-2008 было построено 5 новых линий метро, аэропорт и монорельсовая дорога на магнитной подвеске - всего в транспортную инфраструктуру там вложили 40 млрд долларов. Бразилия выделяет 20 млрд долларов в строительство высокоскоростной железной дороги к Олимпийским играм-2016 (всего объекты транспортной сети потребуют 83 млрд).
При возведении и реконструкции объектов применяются инновационные технологии. Так, по словам первого заместителя генерального директора ОАО "РЖДстрой" Геннадия Талашкина, особую опасность для тоннелей и мостов таит вибрация от движения поезда. Поэтому при укладке путей в искусственных сооружениях в Сочинском районе будет использоваться безбалластная технология LVT (low vibration track - путь пониженной вибрации), позаимствованная в Швейцарии. Эта технология сейчас активно применяется за рубежом, в частности, в тоннеле под Ла-Маншем и самом протяженном в мире (57 км) Готардском тоннеле через Альпы.
Чтобы все виды транспорта, обслуживающие мероприятия международного масштаба, действовали слаженно, будут создаваться логистические центры, а сами транспортные средства оборудоваться маячками ГЛОНАСС и подключаться к глобальной навигационной системе. Да, инфраструктура будет обновлена, но при этом ее пропускная способность не станет бесконечной. Скажем, если взять совмещенную магистраль Адлер - Альпика - Сервис (Горный кластер), то железная дорога на этом направлении может взять на борт 8500 человек в час, а автомобильная - 11 500. Вроде немало, но если учесть, что в играх примут участие 3000 спортсменов, плюс полмиллиона зрителей и 80 тыс. обслуживающего персонала и волонтеров, то на транспорт ложится огромная нагрузка!
А в случае с ЧМ-2018 по футболу - еще и малопредсказуемая, как считает директор программы "Олимпиада-2014" ОАО "Навигационно-информационные системы" Александр Борейко. Поскольку заключительные матчи пойдут на выбывание, заранее очень сложно предсказать, какая из команд раньше других выйдет из игры. Поэтому и невозможно загодя спланировать, в каком направлении в какой день организовывать рейсы. А перевезти 3 млн болельщиков между удаленными друг от друга городами - это не шутка.
Поэтому и логистика этих двух мероприятий выстроится по-разному. На зимней Олимпиаде будет сделан акцент на внутригородские перевозки между 50 спортивными объектами, а на чемпионате мира - на междугородние переезды.