01.12.2011 00:10
Спорт

FIFpro назвал дисквалификацию Гогниева "позором для всего футбола"

Инцидент с избиением игрока "Краснодара" получил продолжение в Сети
Текст:  Владислав Куликов Илья Соболев
Российская газета - Федеральный выпуск: №270 (5646)
Читать на сайте RG.RU

Международный профсоюз футболистов (FIFpro) выложил в свободный доступ видеозапись драки, произошедшей на стадионе имени С.Г. Билимханова в Грозном во время матча молодежных команд клубов "Терека" и "Краснодара".

Собственно, драка - мягко сказано, скорее было избиение по принципу "все на одного". Видео запечатлело, как на игрока, покинувшего футбольное поле, набрасывается целая толпа болельщиков.

Напомним, на 72-й минуте при счете 3:0 в пользу гостей матч был прерван из-за стычки футболистов обеих команд, в которую вмешался нападающий "Краснодара" Спартак Гогниев. Он получил сначала желтую, а потом и красную карточку.

Нелицеприятное поведение футболиста спровоцировало вспышку агрессии, как со стороны представителей "Терека", так и болельщиков, атаковавших Гогниева и его партнеров прямо на стадионе. Спартаку удалось укрыться от толпы в подтрибунном помещении, однако, как сообщается, там он был подвергнут избиению, которое продолжалось 15 минут.

Согласно заявлению "Краснодара", обратившегося в Контрольно-дисциплинарный комитет (КДК) РФС с просьбой расследовать инцидент, у клубных операторов была изъята запись матча, однако, краснодарцам удалось ее восстановить. Впрочем, представители РФПЛ и РФС во главе с Сергеем Фурсенко сразу заявили, что опубликована видеозапись не будет.

Пока КДК принимало решение, свою солидарность с Гогниевым высказали игроки сборной России, вышедшие на тренировку перед выездным товарищеским матчем с командой Греции в футболках со словами поддержки в адрес Спартака.

Вердикт КДК вызвал бурное недовольство футбольной общественности: Спартак Гогниев в рамках молодежного первенства получил шестиматчевую дисквалификацию, а "Терек" отделался штрафом в 500 тысяч рублей и отстранением от работы двух сотрудников клуба. FIFpro назвало принятое решение "позором для всего футбола".

По мнению международного профсоюза, опубликованная видеозапись поможет дать делу Гогниева новый импульс. Сам футболист комментировать появление видеозаписи отказался, отметив, что "Терек" перед ним извинился и дальнейшее развитие темы не представляет для него интереса. Воздержались от комментариев и в пресс-службе УЕФА, подчеркнув, что "дело Гогниева" находится в компетенции исключительно дисциплинарного органа РФС. В свою очередь руководители РФПЛ и РФС считают, что не стоило обнародовать видеозапись с инцидентом, поскольку расследование дела еще не закончено.

- Проверка полицейская еще идет, - сказал информационным агентствам глава РФПЛ Сергей Прядкин. - Еще не все закончено, я вас уверяю. Кроме того, в том, что касается видеозаписи, там инцидент закончился вне поля, так что еще и в этом причина.

Ранее в прессе появлялась информация, что Гогниев и представители "Терека" принесли взаимные извинение и помирились. Однако можно ли было считать инцидент исчерпанным с уголовно-правовой точки зрения? Или, быть может, на стадионах действуют особые правила, по которым бить человека толпой - часть игры? А если бы нечто подобное случилось на улице, где слово за слово, человек оказался бы один против всех, как должна была поступить полиция?

Правоведы, к которым обратилась с подобными вопросами "РГ", не стали комментировать конкретное дело, ссылаясь на то, что не знают всех обстоятельств. Хотя все сошлись в одном: российские стадионы никто не выводил из-под юрисдикции Уголовного кодекса. Там, где драки и кровь, везде должны возникать и статьи обвинения. Правда, от конкретной истории комментаторы поспешили отдалиться.

- Видеопленка, газетные статьи для меня не могут служить исчерпывающими источниками информации, - сказал "РГ" представитель известного юридического вуза, действующий адвокат. - Я должен изучить конкретные материалы, например, документы медосвидетельствования.

Как сообщалось, Гогниев, по его словам, получил в драке сотрясение мозга и переломы ребра и носа. Однако уже 11 ноября, по сообщению прессы, он был выписан из больницы. Могут ли правоохранительные органы сделать вид, что ничего не было, когда избитый человек ни к кому претензий не имеет? Все зависит от степени вреда здоровью, и как следствие - тяжести обвинений.

- По некоторым статьям Уголовного кодекса дела возбуждаются только на основании заявления потерпевшего, - говорит правовед. Например, "умышленное причинение легкого вреда здоровью" и "побои" относятся к делам частного обвинения, и если нет заявления, нет дела. Так что, если бы человека просто побили, без особого вреда здоровью, полиция вполне могла бы удовлетвориться объяснениями, что никто не в обиде.

Однако, когда вред более серьезный, полиция не вправе оставаться в сторонке. Не случайно участковые, дознаватели и прочие добрые полицейские навещают в больницах людей, попавших туда с травмами. А медицинские критерии степени тяжести вреда здоровью определены приказом минздравсоцразвития. Так что не полицейские определяют, тяжело или нет избит человек. Когда врач качает головой - дело плохо, и дело придется возбуждать.

Если же уголовное дело заведено, мирный исход возможен только если обвиняемым вменяют преступление небольшой или средней тяжести. При тяжком обвинении бесполезно забирать заявление назад, жать руку обидчикам, просить суд о прощении виновников: закрывать дело за примирением нельзя.

Отдельный вопрос, может ли обнародование видеозаписи стать поводом для возбуждения уголовного дела? Как пояснили правоведы, теоретически, после обнародования в СМИ подобных материалов правоохранители должны проводить проверки. Однако в данном случае есть важное "но": по большому счету пленка не сообщила никаких особых новостей. Просто общественность получила возможность увидеть своими глазами то, что обсуждается уже почти месяц. О драке на стадионе много писали СМИ. В этом плане видеопленка ничем не лучше и не хуже, скажем, газетных статей о том матче. Только статьи были раньше, и правоохранительные органы отнюдь не вчера должны были заинтересоваться делом. Другой вопрос, что пленка может стать дополнительным доказательством.

- Видеозапись, безусловно, может послужить доказательством по делу, если изъята правоохранительными органами в соответствии с процессуальными нормами, - пояснил правовед. - В противном случае - это просто видеозапись.

Вокруг футбола Российская премьер-лига "Краснодар" "Ахмат"