30.11.2011 12:35
Экономика

Эксперты: Вступление России в ВТО снизит цены на иномарки почти на треть

Как отразится на экономике регионов Северо-Запада вступление России во Всемирную торговую организацию
Текст:  Ульяна Вылегжанина (СЗФО) Алексей Стригин (Санкт-Петербург)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №269 (5645)
Читать на сайте RG.RU

Экономический эффект от вступления в ВТО добавит России 3,3 процента роста ВВП ежегодно на протяжении нескольких следующих лет.

Такой позитивный прогноз опубликовал на днях Всемирный банк. "Мы не сомневаемся, что вступление России в ВТО стимулирует здоровую конкуренцию, инновации, международное сотрудничество и экономический рост, - прокомментировал ситуацию генеральный директор международной Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф. - Ожидается, что в ближайшем будущем на рынке РФ появятся новые инвесторы. Однако те европейские компании, которые уже давно и успешно работают здесь, получат дополнительные преимущества, так как деловая среда в стране будет более предсказуемой и юридически прозрачной".

Формально наша страна вступит в ВТО в середине декабря на конференции министров стран - членов Всемирной торговой организации в Женеве, а жить по нормам организации российский бизнес начнет уже с середины следующего года.

Корреспонденты "Российской газеты" спросили у экспертов в сфере экономики, регионального развития и сельского хозяйства, как вступление в ВТО отразится на положении отечественных производителей в целом и экономике регионов Северо-Запада в частности.

Минус нашел на плюс

- ВТО была создана для того, чтобы страны могли конкурировать друг с другом, устраняя барьеры на пути торговли и свободного движения факторов производства, - отмечает заведующий кафедрой экономической теории Высшей школы экономики Павел Усанов. И добавляет, что Россия давно стремилась вступить в ВТО, чтобы иметь возможность играть по одним правилам со всеми участниками мировой торговли, которых сейчас более 150.

Как считает Павел Усанов, плюсом от вступления во Всемирную торговую организацию станет для нашей страны возможность цивилизованного решения торговых споров, отсутствие которой приводит сейчас к серьезным потерям наших производителей. "Единственным недостатком от вступления в ВТО я вижу факт, что мы затянули этот процесс, - продолжает эксперт. - Со 150 странами гораздо сложнее договорится, чем с 50. Цена "билета" в ВТО стала для России выше, чем могла бы быть. Кроме того, ВТО не полностью лишает страны протекционистских мер, а значит, не всегда вступлением во Всемирную организацию достигается цель либерализации торговли".

По мнению заместителя директора по науке международного центра социально-экономических исследований "Леонтьевский центр" Леонида Лимонова, при вступлении России в ВТО значительную выгоду получат приграничные регионы, где вырастет объем международной торговли и зарубежных инвестиций. "Если говорить о СЗФО, это касается, прежде всего, крупных морских портов: Санкт-Петербурга, Калининграда, Мурманска, - поясняет Леонид Лимонов. - В плюсе останутся как субъекты Федерации с развитым экспортным сектором: Вологодская область (металл), Карелия (лес), так и весь Северо-Запад в целом. Чтобы достичь этих положительных эффектов, приграничным регионам следует более активно развивать транспортную инфраструктуру, пограничные переходы и пропускную способность транспортных сетей".

Борьба за рынок

Заметным минусом с точки зрения отечественных компаний может стать снижение или частичная отмена таможенных пошлин на ряд ввозимых в нашу страну заграничных товаров. "Неконкурентоспособные российские производители должны будут модернизировать и реструктурировать свое производство или уйти с рынка", - рассказывает о возможных рисках Леонид Лимонов. И добавляет, что в первую очередь под удар попадает отечественное авиа- и автомобилестроение, большая часть машиностроения, секторы финансовых и страховых услуг.

В первую очередь под удар попадает отечественное авиа-, машино- и автомобилестроение, секторы финансовых и страховых услуг

Иностранным компаниям вступление России в ВТО, напротив, позволит увеличить рынок сбыта в нашей стране. "Существенно упростится деятельность зарубежных страховых компаний в России, станет проще ввозить в нашу страну иностранную авиатехнику", - приводит конкретные примеры доцент кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Иван Котляров. И отмечает, что сейчас федеральным и региональным властям следует в рамках правил ВТО искать возможности поддержки стратегических отраслей российской экономики, на которых вступление России в торговую организацию скажется наиболее неблагоприятно.

Для либерализации доступа иностранной продукции на российский рынок уже предусмотрен переходный период, который продлится от двух-трех до пяти-семи лет. Планируется, что в следующем году около половины импортных пошлин останется на уровне ныне действующих единых тарифов Таможенного союза. И еще около трети ставок будут снижены не больше, чем на пять процентов. К примеру, пошлины на импортные лекарства не исчезнут, а лишь уменьшатся с 15 до 5-6,5 процента. Ставки на бытовую электротехнику и электронику опустятся с 15 до 9-7 процентов.

Кроме того, отказ России от таможенных заслонов принесет отечественным производителям не только потери, но и выгоды, не отрицают участники опроса. В частности, российские компании смогут покупать необходимые технологии, комплектующие и оборудование за рубежом по более низким ценам.

Сельское хозяйство под вопросом

Одним из спорных вопросов, тормозящих вступление нашей страны в ВТО, была поддержка сельского хозяйства. Всемирная торговая организация не приветствует протекционистские меры государства в отношении аграриев, поскольку они стимулируют производство и искажают условия внешней торговли. Государство, вступающее в ВТО, должно сократить субсидии сельхозпроизводителям, отказаться от экспортных дотаций и снизить таможенные пошлины на зарубежную продукцию, что идет вразрез с российской политикой развития АПК.

Сейчас переговоры о совокупных мерах поддержки российских сельхозпроизводителей в рамках ВТО завершены. С момента вступления во Всемирную торговую организацию и до 2012 года наша страна обещает зафиксировать объем государственной поддержки сельского хозяйства на уровне девяти миллиардов долларов. За период с 2013 до 2017 год эти показатели должны снизиться до 4,4 миллиарда долларов. Впрочем, фактически объем дотаций российским аграриям в ближайшие пять лет урезан не будет: сейчас на развитие АПК в стране тратится чуть больше трех миллиардов долларов в год.

Как считает доктор экономических наук, заведующая кафедрой аграрной экономики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Людмила Киркорова, после вступления России в ВТО наибольшие потери понесут предприятия малого и среднего аграрного бизнеса, продукция которых не сможет конкурировать с аналогичными товарами зарубежных производителей. "В идеале, региональным властям уже сейчас следовало бы приступить к разработке программ поддержки малых сельхозпредприятий, используя все дозволенные правилами Всемирной торговой организации финансовые инструменты", - подчеркивает Людмила Киркорова.

Как рассказал корреспонденту "РГ" председатель совета Центрального союза потребительских сообществ РФ (Центросоюз) Евгений Кузнецов, в рамках ВТО государственная помощь предприятиям агропромышленного комплекса делится на меры "желтой" и "зеленой" корзины. "Желтая" корзина подразумевает прямые дотации сельхозпроизводителям, "зеленая" - косвенные. "При вступлении в ВТО Россия должна сократить меры именно "желтой" поддержки", - поясняет Евгений Кузнецов.

- Впрочем, сейчас российские аграрии рады любой помощи - прямой или косвенной, - продолжает тему председатель совета Ассоциации отраслевых союзов АПК (АССАГРОС) Виктор Семенов. По его словам, чрезвычайно востребованной оказалась программа утилизации и замены техники, ведь парк в АПК изношен по большинству позиций до 70 процентов. Не менее актуальны проблемы подготовки квалифицированных кадров, развития инфраструктуры. "Подобные затраты вписываются в "зеленую", неограниченную корзину, - отмечает Виктор Семенов. - Но дело в том, что все эти средства берутся из одного бюджета, а пока реальность такова: при всем колоссальном прогрессе в шкале господдержки российского АПК в итоге мы имеем лишь 1,2 процента от бюджета. В США, если сравнивать, 24 процента, в ЕС - 33 процента, в Беларуси - 21 процент. Так что есть куда расти".

Что касается плюсов для российского АПК, то вместе с членством в ВТО Россия получит возможность вести полноправные переговоры о поставках нашей продукции на рынки стран Всемирной торговой организации, отмечают эксперты "РГ". "Сегодня Россия - крупный экспортер зерна, потенциальный экспортер мяса птицы и свинины, а в дальнейшем, возможно, и молочных продуктов, - рассказывает председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. - Поэтому сельхозпроизводители крайне заинтересованы в расширении зарубежных рынков сбыта".

Тем временем

Эксперты считают, что вступление России в ВТО может привести к банкротству ряда отечественных автопроизводителей. По прогнозу минэкономразвития, после вступления в ВТО производство легковых автомобилей в стране к 2014 году может снизиться на 58 процентов по сравнению с результатами 2010 года, а грузовых - на 98 процентов. Некоторые эксперты настаивают на том, что эти прогнозы сбудутся, так как для автопроизводителей работа на территории нашей страны сулит ряд преимуществ. Прежде всего, это обороты. Никто не станет останавливать завод мощностью 300 тысяч машин в год. Во-вторых, это дешевая рабочая сила. В-третьих, экономия с точки зрения логистики, а также возможность после вступления в ВТО торговли с пограничными государствами.

Что касается самих автолюбителей, то (опять же по оценкам экспертов) после снижения таможенных пошлин цены на иномарки снизятся. По разным оценкам, стоимость автомобилей может упасть на 20-30 процентов. Правда, произойдет это не сразу, а в течение семи лет. Причем те заводы, чья продукция пользуется наибольшим спросом, пойдут на понижение в последнюю очередь, а это значит, что сроки могут увеличиться.

Экономика Вологодская область Карелия Санкт-Петербург Северо-Запад