02.12.2011 00:40
Экономика

Россия поднялась на 143-е место в международном рейтинге коррупции

Россия впервые улучшила свои показатели, но осталась в зоне риска
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №272 (5648)
Читать на сайте RG.RU

За год Россия сумела улучшить свои позиции в рейтинге уровня коррупции на 11 пунктов. Но все равно остается по этому показателю в самом конце списка - на 143-м месте из 182 возможных, следует из доклада международной неправительственной организации Transparency International.

"Соседями" нашей страны в рейтинге стали Нигерия, Того, Уганда, Белоруссия и Азербайджан.

Для своих оценок международные эксперты используют индекс восприятия коррупции. В нем учитываются взяточничество чиновников, получение госслужащими процентов от выполнения госзаказов, бюджетные растраты, а также эффективность антикоррупционных мер государства. И затем подсчитывают общие баллы - от нуля (самый высокий уровень) до 10 (коррупция практически отсутствует). По последним данным, наименее  коррумпированными странами стали Новая Зеландия, Дания и Финляндия. Они набрали 9,5-9,4  балла.  Нашей стране эксперты выставили 2,4 балла.

При этом считается, что государства, оценка которых менее трех баллов, находятся в зоне очень высокой коррупции.

Однако за последние пять лет Россия впервые сдвинулась в индексе восприятия коррупции, замечает директор центра "Transparency International-Россия" Елена Панфилова. До этого в стране была так называемая "коррупционная стабилизация", мы держались в районе 2,1-2,2 балла, цитирует эксперта информагентство РИА Новости. Положительные сдвиги, считает Панфилова, достигнуты благодаря поправкам в законодательство: введение для чиновников деклараций о  доходах и имуществе, ужесточение санкций за коррупцию, в том числе кратных штрафов. Совсем недавно президентом был подписан еще один большой закон о противодействии коррупции. Учитывали его или нет составители рейтинга, Панфилова не уточнила.

Однако законы еще нуждаются в улучшении, считает доцент кафедры теории и практики госуправления НИУ "Высшая школа экономики" Павел Кудюкин. "Чиновники декларируют легальные доходы, а чтобы понять, были или нет случаи незаконного обогащения, надо следить и за их расходами, - поясняет эксперт. - В законодательстве существуют ограничения, где говорится, что чиновники не имеют права принимать дорогие подарки.  Но  при этом есть лазейки, и подношения делаются в неформальной обстановке". Значительная часть прибыльных бизнесов, продолжает он, зависит от личной дружбы с высокими чинами,   а с точки зрения ухода "налево" бюджетных средств главная коррупционная дыра - это госзакупки. Впрочем, принять законы мало, надо еще добиться их выполнения, замечает эксперт. "Классический опыт Сингапура показывает, что успехов добиться можно - перелом там наступил, когда за взятку всерьез и надолго посадили родственника премьер-министра, а теперь страна входит в первую десятку наименее коррумпированных стран", - приводит пример Кудюкин.

Макроэкономика