01.12.2011 00:07
Культура

Александр Авдеев: Екатерина Алексеевна Фурцева была блестящий министр

На первом канале завершился фильм "Фурцева"
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Федеральный выпуск: №272 (5648)
Читать на сайте RG.RU

В четверг на Первом канале завершилась демонстрация многосерийного художественного фильма "Фурцева".

Рейтинги картины оказались высокими, что лишь подчеркнуло - интерес к незаурядной личности Екатерины Алексеевны Фурцевой, которая руководила культурой в советское время на протяжении 14 лет, не угас. "РГ" обратилась к прежним и нынешним министрам культуры нашей страны с вопросом о том, тяжело ли им занимать такой пост.

Александр Авдеев, министр культуры с 2008-го по настоящее время:

- Фильм "Фурцева" я смотрю. Он мне интересен еще и потому, что я лично знал второго мужа Фурцевой Николая Фирюбина. Мне кажется, что фильм показывает работу Фурцевой в качестве министра культуры лишь контурно.

Екатерина Алексеевна была блестящий министр, и по-настоящему государственный человек. Она проявляла огромную заботу о деятелях культуры. Знаю лично почти каждого. При ней сформировалась лучшая в мире система художественного образования в стране, было налажено добротное финансирование сферы культуры. Конечно, она была продуктом своей страны и марксистско-ленинской идеологии, но это не мешало ей быть очень добрым человеком, спасать таланты, крупные работы в сфере искусства, защищать авторов и дружить с замечательными деятелями советской культуры. А дружить с ними всегда непросто, потому что сложно завоевать доверие. Но в фильме этого вообще нет.

Примечательный факт, что лучший министр культуры в нашей стране пришелся как раз на тоталитарный режим. И Фурцева вывела понимание культуры на иной уровень. Не только проводила культуру через идеологию - что и должна была делать, но и хорошо и довольно тонко понимала саму культуру. И было бы неверно не замечать именно этой стороны ее деятельности. Кроме того, это была сильная и обаятельная женщина. Я ее видел, присутствовал при встречах с ней. Она меня знала, а я ею восхищался. А вот с Николаем Павловичем Фирюбиным мы были знакомы. Он в жизни был куда одареннее, интеллигентнее, культурнее и эрудированнее, чем это показано в фильме. При этом я не умаляю работы актера Александра Домогарова. Фирюбин, наверное, был один из самых обаятельных людей, которых я встречал.

Что касается того, тяжело ли быть министром культуры… Сложно! Потому что сейчас идеологического давления нет. Хотя попытки влезть административной рукой и нажать рычаги власти, для того, чтобы выделить незаслуженных, или, наоборот, продвинуть актера или художника по принципу "свой", имеют место быть. Поэтому министр культуры, как и раньше, должен в первую очередь очень любить людей - от звезд нашего искусства до руководителей маленьких сельских клубов. Как и прежде, это - подвижники. Еще и потому, что они пошли в специальность, где никогда не станешь богатым. А конкурсы в вузы, готовящие работников культуры, по-прежнему очень большие.

Сейчас другие сложности - недостаток финансирования, недооценка роли культуры и искусства, как сферы, которая формирует интеллект человека, жизненные ценности, морально-этические нормы… Занижение значения культуры последние 20 лет сказывается и на ней самой, и на нашей жизни. Идет разрыв между уровнем культуры и уровнем искусства, допустим, на телевидении. Продукт культуры превращается в товар для продажи, чего раньше не было. Есть свои трудности. Но в той системе координат, где работала Фурцева, она была блестящим министром культуры. И вот этой мысли в фильме нет. Она показана как милая, умная женщина, а не как государственный деятель. Работая сегодня на этом посту, я еще больше понимаю, как было сложно Екатерине Алексеевне.

Михаил Швыдкой, министр культуры с 2000 по 2004 гг.:

- Я видел избранные серии, но моя семья смотрела фильм "Фурцева" с большим удовольствием. Важно понять две вещи. Для Фурцевой назначение в министерство культуры было невероятным поражением и унижением. И она чувствовала себя долгое время не вполне в своей тарелке. Но поскольку была женщиной умной и талантливой, то стала ярким явлением на этом посту. Место - наитруднейшее! В советское и постсоветское время по-разному. Трудности Фурцевой и людей, которые работали в постсоветское время, достаточно серьезно отличаются друг от друга. Кроме, пожалуй, одного. К счастью, она и ее последователи понимали, что культурой нельзя руководить как оборонной промышленностью. Потому что здесь нет директоров заводов "номер такой-то", а каждый деятель культуры - это особый мир, к которому нужно относиться невероятно бережно.

У министров советского образца были прежде всего идеологические трудности. А затем уже финансовые. В постсоветское время экономические и социальные проблемы выдвигаются на первый план.

Владимир Егоров, министр культуры с 1998 по 2000 гг.:

- Тяжело быть не только министром культуры, но и любым другим. Министром вообще работать непросто. Особенность поста министра культуры: большая сложность состоит в том, что основная часть работы связана с контактами с талантливыми, но одновременно чувствительными и ранимыми людьми. И иногда психологическая и эмоциональная составляющая перевешивают рациональную во взаимодействии между министерством и творческими деятелями. В большинстве случаев - к сожалению, но не считаться с этим нельзя. При этом не следует говорить о том, что нерациональная часть в творческой среде превалирует. Когда речь идет о взаимодействии, то искры летят в обе стороны.

ТВ и сериалы