01.12.2011 00:25
Происшествия

За гибель 23 стариков в Коми ответят четыре чиновника

За гибель стариков в Коми будут судить четверых чиновников. Но воровство обнаружилось в десятках домов престарелых
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №271 (5647)
Читать на сайте RG.RU

Закончилось следствие по одной из самых страшных трагедий последних лет: в Коми 23 старика из Дома ветеранов сгорели заживо.

Трагедия случилась в селе Подъельск Корткеросского района в 2009 году. В марте этого года суд приговорил к нескольким годам в колонии трех сотрудников местного отделения Госпожнадзора - за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Но на осуждении пожарных инспекторов следствие не закончилось. Потому что дело приняло неожиданный оборот. Инспекторы виновны, но они, мягко говоря, стрелочники. Дело в том, что дом для стариков оказался фикцией, по документам его не было. Таким же липовым был и руководитель сгоревшего дома.

В ходе расследования всплыла масса нарушений, приведших к жуткому финалу. Страшно, что большинство из найденных следствием нарушений характерно и для других подобных заведений.

Первое, что обнаружилось - Дом ветеранов функционировал незаконно. И длилось это более 15 лет. У последнего пристанища стариков не было никаких правоустанавливающих документов и, соответственно, надлежаще назначенных руководителей. Социальные услуги одиноким ветеранам оказывали работники некого госпредприятия под названием "Центр социального обслуживания населения". Эти услуги предоставлялись, как сообщили "РГ" в Следственном комитете, в нарушение закона и без контроля со стороны местной власти. Еще момент: руководитель центра - заведующий отделением был трудоустроен в это госучреждение фиктивно, числясь таковым лишь по документации.

В общем, почти все, что касалось Дома ветеранов, было фиктивным. Кроме самих стариков.

По словам официального представителя СКР Владимира Маркина, была проведена большая работа по определению всего круга виновных.

Первым на скамью подсудимых сядет бывший руководитель администрации муниципального района Корткеросский Николай Ливсон. Он обвиняется в том, что не принял мер к устранению нарушений правил пожарной безопасности, в результате чего погибли люди.

Вторым будет бывший руководитель республиканского Агентства по социальному развитию Константин Сажин. Он обвиняется в халатности. Сажин знал о незаконном функционировании Дома ветеранов. Мог своей властью навести порядок. Но не сделал ничего.

Третий обвиняемый - бывший директор Центра социального обслуживания населения Татьяна Колданова. Выражаясь языком следственных документов, она совершила действия, направленные на незаконное функционирование Дома ветеранов, и принимала незаконные решения о помещении в него пожилых граждан и инвалидов.

Четвертый обвиняемый - следующий директор того же Центра соцобслуживания населения Татьяна Шевелева. Она ответит за злоупотребление должностными полномочиями. Именно Шевелева фиктивно назначила на должность завотделением социальной помощи на дому человека, который не исполнял свои обязанности.

Кстати, уже после несчастья выяснилось, что только в Коми, выражаясь чиновничьим языком, не определен юридический статус еще 3 домов, где живут ветераны.

Послесловие

После трагических событий в Республике Коми ("РГ-Неделя" писала о них 5 февраля 2009 г.) по всей стране началась своеобразная инвентаризация домов престарелых. Проверка показала, что грубые нарушения, которые привели к трагедии, оказались характерны для большинства подобных заведений. Количество выявленных безобразий превысило все возможные предположения. О том, что дома, где живут старики и инвалиды, находятся в сложном положении, слышали многие. Но мало кто видел эти ужасы своими глазами.

В богоугодных заведениях, как в капле воды, стали видны все наши беды - недофинансирование, нехватка специалистов, лень и хамство. Но нехватка денег оказалась самой меньшей из бед. А самой большой - отсутствие совести у тех, кто за эти дома отвечал. В домах престарелых экономили в основном там, где нельзя было. Воровали все, что можно унести и выкрутить. А начальство на все это часто попросту закрывало глаза.

Одно из главных открытий проверки - количество домов-фантомов. Липовые дома ветеранов - весьма доходная тема: проверок - никаких, надзор - минимален.

Рекордсменом здесь стала Воронежская область, где их обнаружилось аж 8.

Только в Башкирии прокуроры нашли свыше 80 специализированных учреждений здравоохранения, образования и соцзащиты, в которых нарушения правил пожарной безопасности были в порядке вещей: от халтуры при монтаже автоматической пожарной сигнализации до фактов, когда на путях эвакуации при пожаре хранились горючие материалы. Итогом башкирской проверки стали 65 дел, возбужденных в отношении местных чиновников.

С иском об устранении нарушений пожарной безопасности в Воронежском областном доме-интернате прокуратура города пошла в суд. Глав соцобъектов Еврейской АО оштрафовали за нарушения безопасности на 77 тысяч рублей.

Но в последние годы пожаров в домах престарелых все равно было много. В Тверской области заживо сгорели 9 человек. В Белгородской области в дыму задохнулись 6 человек. Были пожары в Доме ветеранов в Орловской области, в Доме престарелых в Костромской области.

Кого-то из начальников после проверок уволили, кому-то просто пригрозили выговором. Администрации богоугодных заведений отчитались о наведении порядка на вверенной им территории. Жаль, что такие меры принимаются не до, а после трагедий, когда людей уже не вернуть.

Пожары Следствие