В Совете Федерации прошла реорганизация профильных комитетов.
Теперь их десять вместо бывших двадцати семи. Комитет по международным делам объединен с Комитетом по СНГ. То есть мы интегрировались.
Председателем этого нового комитета был избран я, в пятый раз за время работы в верхней палате.
Раньше в парламентской дипломатии Совета Федерации "дальнее зарубежье" было строго отделено от "зарубежья ближнего". Члены двух тогдашних комитетов старались не пересекаться даже при комментировании важных международных событий: Евросоюз - это "ваше", а Украина - "наше".
Сегодня придется перестраиваться - в мире все взаимосвязано, и разбираться в проблемах наших отношений с той же Украиной приходится, в свою очередь, с учетом ее отношений с западным соседом. При бывшем строгом разделении комитетов "подвисал" ШОС - ведь в этой организации объединяются представители и "ближнего", и "дальнего" зарубежья. И т.д.
В СНГ много своих проблем, но, полагаю, сегодня на первый план выступают интеграционные процессы. Потому что они сопровождают глобализацию - есть даже мнение, что в обозримый период времени внешнеполитические интересы будут представлять не только отдельные государства, но и их региональные объединения. Как говорится, поживем - увидим, а факт состоит в том, что в мире уже сегодня чуть ли не два десятка международных экономических объединений. Их называют еще - "интеграционными группировками".
На рубеже 80-90-х годов на славянском цивилизационном пространстве шли процессы дезинтеграции - раскололись Чехословакия и Югославия, распался Советский Союз. Но Чехия, Словения и Словакия сегодня - члены Евросоюза, а Сербия вот-вот в него вступит. А страны постсоветского пространства, кроме республик Балтии, до относительно недавнего времени пребывали в состоянии того самого "цивилизованного развода", ради которого первоначально и создавался СНГ. Но время потребовало иных подходов к организации этого пространства, причем подходы эти не только рациональны, но и обусловлены объективными мировыми тенденциями.
На Западе Россия граничит с Евросоюзом, на Северо-Востоке - с Североамериканской ассоциацией свободной торговли (НАФТА). На Дальнем Востоке, в АТР, сосед России - Ассоциация Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), на Юго-Востоке - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Россия сегодня расширяет горизонт торгово-экономических связей, возвращаясь после перерыва 90-х годов в Латинскую Америку и в Африку. Но и там Россия и каждая отдельная страна СНГ встретится с интеграционными группировками: в Латинской Америке с Латиноамериканской ассоциацией интеграции (ЛААИ) и "Меркосур", а в Африке - с Экономическим сообществом государств Западной Африки (ЭКОВАС) и Таможенным и экономическим союзом Центральной Африки (ЮДЕАК).
Объективные мировые тенденции вызвали интеграционные процессы и на территории СНГ. Потому что, если бы интеграция не давала никаких преимуществ членам объединения, никто в мире не стал бы объединяться.
В самом деле - часто говорят, что мир живет в эпоху глобализации, но правы и те, кто период второй половины XX - начала XXI веков называют "эпохой интеграции". Это подтверждается и тем, что на постсоветском пространстве стали возникать интеграционные структуры. Это Союзное государство России и Белоруссии, ЕврАзЭС, ОДКБ, ЕЭП, а ШОС вообще вывел интеграцию за пределы границ СНГ. Я бы сказал, пора - в конце текущего года СНГ исполнится 20 лет.
С будущего года Россия вместе с Белоруссией и Казахстаном образует Единое экономическое пространство. В иностранной прессе по этому поводу приходится читать об "имперской российской политике" и возвращении к Советскому Союзу. Дело, однако, в том, что никаких исторических условий к новому изданию СССР нет, это было уникальное государство, сплоченное на семьдесят лет смесью идеологии, мессианства и репрессий. Опыт показывает, что с такими атрибутами государство в конечном итоге "надрывается", потому что постоянную мобилизацию исторически длительное время не в состоянии выдержать даже самый героический и самоотверженный народ. Сегодня речь идет о новых формах экономической интеграции развалившегося в 1991 году пространства. И если использовать "региональную терминологию", можно говорить о начале создания Евразийского экономического союза с приглашением в него Киргизии и Таджикистана.
В связи с этим среди задач нового комитета Совета Федерации - законодательное обеспечение интеграционных процессов. Но для этого он должен стать генератором идей в этой области, использовать мировой опыт, учитывать конкретную ситуацию на постсоветском пространстве.
Понятно, что новый комитет продолжит традиционно участвовать в работе международных парламентских организаций и рабочих групп по всем азимутам нашей внешней политики. Замечу, что председательство в обновленном комитете не снимает с меня обязанностей спецпредставителя президента по Африке. Мои личные трудности не только в том, чтобы не застрять в пробке между кабинетами на Большой Дмитровке и Старой площади. Надо ухитриться правильно распределить время, условно говоря, между Баку и Джибути. То есть оптимизировать работу свою и комитета.