Он был польщен, когда одна из российских газет назвала его не немецким, как было бы правильно, если смотреть по паспорту, а немецко-российским политологом. Смысл своей работы в качестве директора Центра имени Бертольда Байца при Германском совете по внешней политике Александр Рар видит в "посредничестве" между Россией и Германией. Это слово, применимое больше к торговле, политолог не считает зазорным.
В четверг Рар стал Почетным профессором Высшей школы экономики с удостоверением номер один. В своей инаугурационной лекции известный ученый, автор сотен статей и шести книг, говорил о торговле, которая вывела отношения между Москвой и Берлином на новый уровень. Речь шла об известном в истории проекте, задуманном немецкой дипломатией, который получил название "Перемены через торговлю".
"В западной политологии, - объяснил Рар, - до сих спорят о том, что разрушило СССР - рейгановская гонка вооружений или мягкая, но не менее эффективная "остполитик", смягчившая внутреннюю политику СССР".
В своем выступлении Рар попытался ответить на пять ключевых вопросов, которые затрагивают двусторонние отношения между Германией и Россией, дают оценку упущенным возможностям и ошибкам, совершенным Евросоюзом в отношении Москвы. Эти просчеты привели к тому, что сегодня на Западе не найдешь человека, который всерьез верил бы в популярный в прошлом проект "общего Европейского дома" от Атлантического до Тихого океана.
Напротив, по мнению Рара, в политике Западной Европы в последнее десятилетие возникли "догмы". Из сплава "идей свободы, социального равенства и индивидуализма сформировалась "либеральная идеология" милитаристского характера". В принципе Россию еще могли лет 20 назад принять в какой-то общий с Европой союз, но только в статусе младшего партнера. Но такая "щедрость" Москву, разумеется, не устроила, и в 2005-2008 годах мир снова вполне мог оказаться в состоянии новой "холодной войны".
Пренебрежение интересами России, которое сохраняется на Западе до сих пор, постоянный отказ США и Евросоюза вернуть Москве ее традиционный статус одной из великих европейских держав, как считает немецко-российский политолог, провоцируют новые конфликты в будущем. Западная Европа упорно не желает видеть реальность, которая заключается, по мнению Рара, в том, что будущим вызовам европейцы смогут противостоять только вместе с Россией.
Однако внутри Европы, утверждает эксперт, никакая другая страна не понимает значения России для стабильной Европы лучше Германии. И сегодня в интересах Берлина строить будущую Европу вместе с Россией, но ни в коем случае не против нее.
Москве стоит присмотреться к Старому Свету. "Не к нынешней старушке Европе, - объясняет Рар, - а к Евросоюзу образца 2020 года". И не считать отношения с Европой вторичными, когда России удается временно отстроить диалог с США. Именно так, с очевидной обидой, воспринимают ситуацию в правящей элите Германии, когда видят, как Москва, забывая о потенциальных союзниках в Европе, прислушивается к позитивным сигналам из Вашингтона.
Кризис изменит лицо Европы, где на первые роли в будущем выйдет Германия, несущая сегодня наитяжелейшее бремя по спасению своих соседей. Если бы немцам пришлось выбирать канцлера сегодня, им стал бы представитель Социал-демократической партии, которая выступает за развитие так называемой "восточной политики". Когда произойдет смена власти в Германии, то, по мнению Рара, для Москвы "откроется окно новых возможностей". Он уверен: наступит время, когда Россия предложит Евросоюзу свою концепцию совместного решения экономических проблем, стоящих перед Старым Светом. "Первые разговоры на эту тему можно начать в рамках "тройки" Берлин - Москва - Париж, которая не собиралась уже полтора года", - объясняет политолог. Почетный профессор Высшей школы экономики рекомендовал бы российскому руководству стать инициатором следующей такой встречи.