Представители совета Общественной палаты области пригласили журналистов на свое заседание в необычное место - в СИЗО-5 Каширы. В каких условиях содержатся осужденные, обвиняемые и подозреваемые? Какие у них проблемы и что надо сделать для их решения? В этих вопросах постарались разобраться общественники.
СИЗО располагается в здании XVIII века. Проходим через стальные решетки и попадаем в светлый узкий коридор, в котором негромко звучит музыка из радиоприемника. В первой же камере - несовершеннолетние подследственные. Здесь чисто, тепло, на холодильнике - телевизор. Около окна -- полки с книгами и настольными играми. На стене - даже кондиционер. Причем в полной исправности, установленный давно, а не для того, чтобы поразить проверяющих. В общем, веришь обитателям камеры, что условиями содержания они вполне довольны. В свободное время, рассказывают ребята, играют в настольные игры, общаются, больше стали читать. Да и учебу не бросают: для этого отведен класс. Педагоги приходят из вечерней школы. Некоторые обвиняемые получают даже аттестаты.
Вторая камера - женская. "В душ можно сходить один раз в неделю, - делятся дамы, - поэтому спасает умывальник и вода в камере. В общем, не санаторий, но претензий нет". Следующий пункт экскурсии - камера для осужденных. Она рассчитана на 28 человек, сейчас свободны только две койки. Правда, камерой, это помещение назвать трудно, больше напоминает ухоженную казарму. Кстати, именно осужденные, которые прошли специальную комиссию и имеют соответствующее образование, пекут хлеб и готовят пищу на всех постояльцев СИЗО. Меню здесь составляется твердо по указаниям медиков.
На твердую четверку оценили члены совета Общественной палаты условия содержания в каширском СИЗО. Такую же отметку, по их словам, можно поставить и другим подобным учреждениям Подмосковья. По сравнению со многими регионами они отличаются в лучшую сторону, считает председатель Общественной палаты Никита Чаплин. Дело в том, что в регионе создана Общественная наблюдательная комиссия (ОНК), куда вошли не только общественники, но и представители прокуратуры и аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области. "Проверки следственных изоляторов и колоний проводятся ежемесячно, - рассказал Чаплин. - До конца года побываем во всех учреждениях такого рода, расположенных в Подмосковье".
Но есть и проблемы, например, качество медпомощи в местах лишения свободы. "В тюрьмах дефицит врачей и медикаментов, - рассказывает Чаплин. - Больницы устарели, для них требуется новое оборудование". В аппарате Уполномоченного по правам человека в Московской области считают, что проблему качества оказания медуслуг в пеницитарных заведениях можно решить, только выведя медицину из системы Федеральной службы исполнения наказаний в систему здравоохранения. Соответствующие обращения готовятся в подмосковной Общественной палате.