Региональные органы власти провели более 305 тысяч проверок бизнеса. И подчас чиновники изобретали не предусмотренные законом виды контроля, значительная часть проверок не регламентирована, дублирует федеральный надзор.
Об этом говорится в докладе минэкономразвития о состоянии регионального контроля. Такой документ, говорит замдиректора департамента государственного регулирования в экономике Евгений Ковтун, подготовлен впервые.
В нем проанализирована работа в 2010 году. Кстати, в штате контрольно-надзорных органов регионов трудятся 19,9 тысячи человек, подсчитало минэкономразвития. Средние расходы на одну проверку варьируются от 5 до 15 тысяч рублей. Получается, на контроль власти регионов в прошлом году потратили как минимум 1,5 миллиарда рублей.
Как выявило министерство, на уровне регионов существует семь видов контроля, которые, по сути, являются незаконными. В Московской, Нижегородской и Тверской областях введен контроль в сфере благоустройства. Также вопреки закону власти Подмосковья ввели госконтроль в сфере погребения и похоронного дела. А Санкт-Петербург организовал контроль в области водного транспорта и создал специальное госучреждение. По питерскому закону предприниматели, которые возят экскурсии по городским каналам и Неве, обязаны предварительно извещать власти о маршруте, остановках, расписании. Но такой вид контроля был бы правомерен для регулярных перевозок, а экскурсионные маршруты к ним не относятся, считают в министерстве.
Кроме этого у министерства несколько претензий к контролерам на местах. Одна из главных - слишком медленная работа над регламентами, в которых должно быть прописано, как именно проводится проверка. Если дело будет продвигаться дальше такими же темпами, то подготовка региональных регламентов будет завершена в лучшем случае через пять-семь лет, предупреждает Ковтун. К тому же в некоторых регионах административные регламенты основаны на устаревших нормах. Так, в документе департамента экономического развития и торговли Смоленской области получается, что проверка может проводиться раз в два года и длиться месяц. Хотя по принятому в 2009 году закону - не чаще одного раза в три года и не более 70 часов. Регионам надо "вычищать" собственные законодательные акты, избавляться от устаревших положений, говорит Ковтун.
Еще одна проблема - дублирование функций региональных и федеральных контролирующих органов. В пример минэкономразвития приводит ветеринарный надзор. Тут, правда, недоработка не только региональных чиновников. "Компетенция федеральных и региональных органов в Законе "О ветеринарии" не обозначена", - пишет минэкономразвития. И выходит, что одной и той же работой занимаются контролирующие органы разного уровня власти, сетует Ковтун. По меньшей мере это приводит к необоснованным государственным затратам на содержание контролирующих органов.