КПРФ - результат изменить нельзя
Основная интрига, которая царила в штабе КПРФ, заключалась в том, сумеют ли они улучшить свой результат по сравнению с думскими выборами 2007 года. Об этом прямо или косвенно говорили практически все сотрудники, которые занимались сбором информации в регионах и периодически выходили на улицу покурить, где сразу же становились "заложниками" журналистов. Последним так и не дали увидеть, как сотрудники штаба трудятся на месте. "Зачем, вам все расскажут на двух пресс-конференциях", - ясно дали понять в пресс-службе.
В итоге представители СМИ очутились в тесном, душном помещении, где негде было упасть даже яблоку, и в течение часа ожидали первой пресс-конференции первого зампреда партии Ивана Мельникова. Наконец он появился, заняв место недалеко от телевизора, по которому без звука показывали американский боевик.
В то время как известный актер жанра Жан-Клод Ван Дамм успешно расправлялся со своими врагами с помощью кулаков, Мельников столь же успешно водил своими кулаками по воздуху. Хотя он и начал свою речь со слов: "Добрый вечер, товарищи!", доброй ее никак нельзя было назвать. Как и следовало ожидать, основная атака Мельникова, с жесткой, обличительной риторикой, была направлена против действующей власти.
Появлялась вторая, хотя и небольшая интрига, продолжит ли на второй пресс-конференции лидер КПРФ Геннадий Зюганов обличительную речь по обыкновению "обиженных" властью. На общение с ним журналистов отвели в другое помещение, не намного более просторное, чем то, в котором возмущался Мельников. Зато одна из внутренних дверей комнатки вела прямо в кабинет Зюганова. Когда она периодически открывалась, можно было видеть, как лидер партии с невозмутимым видом копается в бумажках. Над тем стулом, где он должен был сидеть во время пресс-конференции, также висел экран, на котором тихим звуком транслировался уже вполне советский фильм "Место встречи изменить нельзя". Правда, к приходу Зюганова художественная картинка сменилась на классический красный "Серп и молот". На его фоне лидер КПРФ и общался с журналистами, действительно продолжив обличать "виноватых".
Но критика кампании не мешала ему, тем не менее, быть уверенным в том, что коммунисты превзойдут результат выборов 2007 года. "Мы будем иметь в Госдуме качественно иной политический расклад", - сказал он.
Сладкие сны ЛДПР
Вчера в Луковом переулке царила тишина. Синие флаги на штабе партии еле колыхались, а журналистов встречали немногочисленная охрана и сотрудники пресс-службы. Самым активным контингентом штаба были сотрудники телеканалов, которые тянули во все стороны кабели и настраивали свою аппаратуру. Без лидера Владимира Жириновского штаб не жил, а, как говорится, существовал, и только приезд лидера ближе к девяти часам вечера вдохнул какую-то жизнь.
К тому моменту в партиях уже знали данные exit-poll, проведенных разными организациями. Представленные там цифры Жириновского никак не устраивали - ЛДПР отводили не больше 15 процентов голосов. Амбиции главного либерал-демократа, как обычно, были намного выше. "За нас голосуют где-то 20-30 процентов, - убеждал он, ссылаясь на опросы своих наблюдателей и сторонников. - Зюганов - тоже на коне. Я видел его - он сияет. На большинстве участков лидируют либо ЛДПР, либо КПРФ". Первое и второе место при условии честного подсчета голосов Жириновский отводил либо ЛДПР, либо КПРФ. "Мы ждем победной информации в 10 часов утра, когда нам сообщат, что ЛДПР заняла первое или второе место", - заявил Жириновский.
Напоследок Владимир Жириновский, не теряя лицо, пообещал, что в случае победы его партия сможет управлять страной "не хуже, чем питерская команда", и уехал на телевидение. А штаб партии снова погрузился в состояние, в котором пребывал до приезда своего лидера.
Справедлива ли улыбка
Председатель "Справедливой России" Николай Левичев, выйдя к журналистам, призвал набраться терпения, но не удержался от того, чтобы поинтриговать представителей прессы. Интриги набралось три: удастся ли "Единой России" дотянуть до 50 процентов, сможет ли "Справедливая Россия" занять третье место и получится ли у "Яблока" преодолеть 5-процентный барьер и получить хоть какой-то мандат.
"Неправы оказались те, кто прогнозировал скучные выборы", - заметил Левичев. Однако сдержанный оптимизм явно боролся в нем с ожиданием худшего. "Ничего неизвестно, и мы не можем знать, в каком настроении окажемся в 10 утра", - заявил председатель партии и высказал уверенность, что в ночь подсчета голосов в системе ГАС "Выборы" будут происходить сбои.
В коридорах штаба, между тем, стали появляться все новые представители, лица которых сияли, и от этого ожидавшие в напряжении их коллеги тоже начинали улыбаться. Где-то стали предлагать друг другу шампанское. В коридоре члены штаба столпились вокруг какой-то бумаги, которую называли протоколом. По этим цифрам в одном отдельно взятом районе "Справедливая Россия" занимала третье место с 17 процентами голосов. На 17 процентов партия была готова замахнуться и по итогам всероссийского голосования.
"Сейчас расскажу, почему я улыбаюсь", - снова вышел Левичев к журналистам уже в девять вечера с результатами exit-poll, которым сам он доверяет. Ни о каких 17 процентах речи в них не шло. Самые оптимистичные давали партии 15 процентов голосов избирателей, и это был третий результат. При этом, как и обещал председатель партии, "яблочники" переступали пятипроцентный барьер.
Впрочем, вновь прозвучала ссылка на пресловутый технический фактор. Тенденция подсчета первых данных, загруженных в систему ГАС "Выборы", показывала, что по десятым долям результат "Единой России" начал постепенно расти, а вот у эсеров - снижаться. "Мне бы хотелось надеяться, что цифры будут меняться не только в одну сторону", - подчеркнул председатель "Справедливой России".
Свою надежду он связал с тем, что на Дальнем Востоке, откуда и начинается подсчет голосов, его партия действительно проигрывает ЕР. Зато в Центральной части страны и на Северо-Западе результат, согласно тем же exit-poll, намного выше и не сильно уступает правящей партии.
На Северо-Западный федеральный округ у "Справедливой России" надежды были особенные, ведь там, по их же данным, они набирали почти 30 процентов. Но и опасения по этому округу тоже оставались. Лидера партии Сергея Миронова больше всего волновала ситуация в Санкт-Петербурге.
- Данные exit-poll - это только хорошая надежда, а не результат, - заключил Миронов, предложив ждать официальные результаты.
"Яблоко" без печенья
Предварительные прогнозы оставляли "Яблоку" немного шансов на прохождение в новую Думу, и даже когда эти прогнозы начали оправдываться с определенной погрешностью, руководство партии не торопилось комментировать предварительные результаты голосования. Лидер списка Григорий Явлинский приехал на пресс-конференцию только после полуночи, когда вечерний номер "РГ" уже подписывался в печать. А до этого работники штаба в течение дня тщательно отслеживали ход голосования.
На этот раз объединенная демократическая партия отнеслась к журналистам вполне по-демократически. Двери штаба были распахнуты для них уже с полудня.
После обеда в штаб приехал председатель партии Сергей Митрохин. Он говорил сдержанно, стараясь избегать резких оценок. "Новое в том, что нет ничего нового", - сказал политик. И что интересно, в эту компанию партия положилась на наблюдателей-волонтеров, работавших на избирательных участках бесплатно. "Что ж тут удивительного? - делился с корреспондентом "РГ" Митрохин. - Если люди работают на энтузиазме, значит, им интересна наша партия. От этого напрямую зависит качество их работы". Много ли пришло таких добровольцев на участки, митрохин уточнять на стал.
Прежде чем снова уехать "на фронт", политик воспользовался последней возможностью и попросил всх идти голосовать "по совети - не по указке".
Неизвестно, сколько избирателей услышали его призыв, однако ближе к полуночи стало понятно, что "Яблоко", скорее всего, не наберет необходимый процент. В штабе уже не было дневной суеты - ни постоянных кип свежих распечаток, ни бегающих взад-вперед сотрудников, желавших поделиться новой "жареной" информацией, ни даже печенья с чаем, питавшими в течение дня как их энтузиазм, так и желудки голодных журналистов. Атмосфера становилась все более натянутой - в 11 вечера ждали выступления Григория Явлинского. Тем не менее к микрофонам снова вышел Сергей Митрохин. И хотя он попросил журналистов подождать, пообещав комментарии позже, когда появятся окончательные результаты, ему с трудом удавалось скрывать грусть. Его слова, что "маленькая фракция "Яблока" не спасет нынешний парламент", звучали как признание в проигрыше.
"Патриоты России" не едины
Среди членов партии "Патриоты России" вчера единства не было вовсе. Так, глава контрольно-ревизионной комиссии ПР Евгений Шевченко сообщал о том, что партийцы замечают слишком большое количество людей, голосующих по открепительным удостоверениям: "Конечно, формально, это не нарушение, но это создает некие сложности и прецеденты. Жители района, увидев такую толпу, просто разворачивались и уходили". Кроме того, Шевченко жаловался на то, что отмечены факты косвенной агитации на участках, например в Краснодарском крае.
А его сотоварищи по партии из Центрального федерального округа, наоборот, хвалили состоявшееся голосование. Так, глава курских "Патриотов России" Геннадий Баев сообщал информагентствам о том, что "в прошлый раз мы фиксировали нарушения уже в обед, сейчас голосование практически заканчивается, и ни один наш наблюдатель не сообщил о нарушениях. При этом наши наблюдатели присутствуют на 25% избирательных участков, а наши представители - в 50 участковых избирательных комиссиях".
"Правое дело": не нервируйте общество
Либералы в "Правом деле" выходили к прессе каждые полчаса пообщаться. Так, например, исполняющий обязанности председателя партии и первый номер в списке "правых" Андрей Дунаев призывал своих партийных конкурентов "не нервировать общество" из-за каждого нарушения, а писать заявления в соответствующие структуры. "Масштаб нарушений не выглядит, может пока, глобально, это можно будет оценить позже", - заявил Дунаев журналистам, собравшимся в штабе на Мясницкой улице в Москве. Он выразил уверенность, что российское общество получит "ту законодательную власть, которой достойно само общество".