С 1 января 2012 года Москва вводит новые правила аренды объектов культурного наследия.
В частности, инвестор, который за свой счет отреставрировал памятник, сможет пользоваться им за символическую плату: 1 рубль за квадратный метр в год. Кроме того, для поощрения меценатов предлагается предоставить им приоритетное право выкупа памятника истории и культуры. В этом случае из его стоимости вычтут уже понесенные на реставрацию расходы.
До сих пор находилось немного людей, желающих вкладывать деньги в дорогостоящую и трудоемкую реставрацию. Как правило, это энтузиасты или потомки. Например, меценат и потомок декабристов Кристофер Муравьев-Апостол практически восстановил уникальный памятник ХVIII-ХIХ веков - особняк Ивана Муравьева-Апостола, уцелевший в пожаре 1812 года. Чтобы поднять его из руин, он вложил в реставрацию 12 млн долларов. "Особняк был у него в аренде, - рассказал советник руководителя департамента культурного наследия Москвы Николай Переслегин. - Но если бы он решил его выкупить, то покупал бы по рыночной стоимости, и не исключено, что торги мог выиграть кто-то другой. Разве это справедливо?"
Есть еще один исторический объект, связанный с декабристами, который отреставрирован за счет внебюджетных средств. Это так называемая городская усадьба генерала Соймонова на Малой Дмитровке. Здесь восстановлены интерьеры главного дома, декоративное убранство залов, мозаичный пол, воссозданы утраченная парадная лестница и уличная ограда...
А вчера департамент культурного наследия организовал пресс-показ знаменитого Чайного дома Перлова на Мясницкой улице. Это образец научной реставрации, проведенный за счет внебюджетных средств. И тоже не обошлось без участия потомков - Перловых. Здесь сохранено все доподлинное - от китайской пагоды на крыше до старинных китайских ваз, которые бережно помещены в стеклянные кубы. Реставрация длилась 12 долгих лет. Но главное - что памятник сохранил свою функцию: здесь по-прежнему, как и сто лет назад, находится магазин чая и кофе. Редкий случай для Москвы, в которой не только иностранцы, и сами-то москвичи не успевают следить за переездами любимых заведений. За счет столичного бюджета ежегодно реставрируется примерно 80 исторических зданий, но на очереди - еще сотни, на которые у города нет средств. Без привлечения инвесторов они рискуют разрушиться, не дождавшись восстановления. Поэтому город решил предоставить им преференции, которых до сих пор не было. Новые меры поощрения инвесторов, по мнению советника Переслегина, могут повысить привлекательность для инвесторов таких объектов, как памятники истории и культуры. В Москве, например, 40 пустующих зданий-памятников, которые на ладан дышат. Есть и жилые дома, которые рассыпаются на глазах - вроде легендарного дома-коммуны Наркомфина. Городские власти даже готовы упростить порядок согласования ремонта жилых домов, являющихся объектами культурного наследия.