07.12.2011 00:10
Культура

В Екатеринбурге завершился международный фестиваль "Кинопроба"

Завтрашний день мирового кино в зеркале фестиваля мировых киношкол
Текст:  Валерий Кичин (член жюри фестиваля "Кинопроба")
Российская газета - Федеральный выпуск: №276 (5652)
Читать на сайте RG.RU

Девушка сожгла родной дом. Прямо с родителями. Она их ненавидела за то, что "жили бессмысленно: все у них всегда плохо". Они "паразиты и работали на таких же паразитов". Девушка так ищет смысл жизни.

У нее густые красивые брови и светлая улыбка с лукавинкой. Она считает свой поступок нормальным и смотрит на следователя так, словно играет с ним в кошки-мышки.

Потом ее покажут в белом шарфике на красивом фоне обугленного дома, где она как ангел на пепелище. Поверить в то, что эта ангелица с той же улыбкой сожгла папу с мамой, невозможно - но это так: перед нами оперативная съемка допроса, вошедшая в документальный фильм "Катя Креналинова". Кино о поколении, у которого совсем нет нравственных ориентиров. Жюри международного фестиваля киношкол уже готово дать Гран-при молодой студентке ВГИКа Александре Лихачевой.

В последний момент спасает Интернет. Вот что там пишет реальная Катя Креналинова: "Фильм назвали моим именем, о чем меня даже не спрашивали. Он активно ходит по фестивалям, как документалка, где я якобы сжигаю дом с родителями, меня сажают в тюрьму. Все зрители мне в кадре верят, а режиссер просит не рассказывать, что он игровой. Сейчас его в Амстердаме показывают. Весело живем".

Это фильм-обманка. И "оперативная съемка" разыграна. И это не у героини, а у режиссера совсем нет нравственных ориентиров. Но студентка Лихачева понимает, что как игровой фильм ее шедевр не существует: плохо придуман, плохо сыгран, не веришь ни одному кадру. А вот как документальный - он шедевр: найденная автором неправдоподобная правда потрясает еще больше. И студентка Лихачева выдает свой плохой игровой фильм за гениальный документальный. Она врет, чтобы попасть на фестивали. И там покупаются, потому что такое вранье столь же невероятно, сколь и поджог родного дома вышеупомянутой ангелицей.

Это значит, во ВГИКе научили студентку монтировать пленку, но не внушили ей, что талант - это прежде всего вкус к правде.

Скандал с Катей Креналиновой был, к счастью, единственным на фестивале киношкол в Екатеринбурге. Этот отлично организованный международный смотр себя позиционирует как практикум: в уральскую столицу слетелись представители киношкол из 15 стран мира, включая такие отдаленные, как Мексика, Аргентина и Австралия. Прошли мастер-классы режиссеров и педагогов Австралии, Германии, России и США, выставка художественных проектов, конкурс игровых, документальных и анимационных фильмов. Эти ленты давали представление о том, чем интересуются и какие художественные потенции являют те, кого можно считать будущим мирового кино.

Наблюдать этот процесс особенно интересно теперь, когда новая технологическая революция сделала съемки фильма доступными каждому, и в профессиональное кино хлынула волна кинолюбительства. Наряду с авторитетными киноинститутами Москвы, Петербурга, Чехии, Аргентины, Германии, Мексики, Польши или Австралии кинематографическим профессиям теперь учат учреждения от кино далекие: Технологический колледж в ОАЭ, Пермский институт культуры, Педагогический институт и Архитектурная академия в Екатеринбурге. Фильмы в конкурс предлагают сами институты, и перепад уровня работ непривычен: от школьных любительских экзерсисов до фильмов, которые могли бы претендовать на призы в конкурсах крупнейших мировых фестивалей.

Одной из таких работ - анимационной ленте чеха Либора Пиксы "Граффити-тигр" - и вручило Гран-при фестиваля жюри под председательством режиссера Николая Досталя. Подкупает уже оригинальность приема: намалеванные на заборе тигры начинают гонку по стенам пражских домов, легко обтекая карнизы и ниши, перебираясь на крыши и стенки автобусов. В гонку включаются чумазый Че Гевара в боевом танке и реальные полицейские, ведущие с уличными живописцами нескончаемую войну. Придумано и выполнено так талантливо, остроумно и весело, что уткнувшись в титр "Конец", с изумлением обнаруживаешь, что пролетели уже десять минут.Крепким профессионализмом, стабильным качеством и гуманизмом отмечены работы студентов Академии экранных искусств штата Западная Австралия, чья программа была награждена дипломом жюри. Из череды довольно слабых дебютов резко выделялся поэтический эскиз "Предчувствие", замечательно снятый вгиковцем Михаилом Лукачевским в Якутии, - он и получил приз. Лучшими учебными работами признаны игровая лента "Аид" Милоша Савика из Киноакадемии Баден-Вюртемберг в Германии, документальный фильм "Внутри квадратного круга" Валерия Шевченко из ВГИКа и анимационная лента "Еще раз!" группы студентов ярославской мастерской оскаровского лауреата Александра Петрова. По уровню талантов и профессионализма все три картины могли бы состязаться с фильмами признанных мастеров.

Интересно наблюдать, на каком поле ведут изыскания молодые кинематографисты. Студентов из стран Запада больше волнуют социальные, политические и бытовые проблемы жизни (расизм, положение эмигрантов, драматизм существования инвалидов); наши более поглощены самодеятельным формотворчеством, упражняются в ка-вэ-эновском остроумии ("Азбука страха" Марии Мурашовой, Петербург), многие идеи кажутся высосанными из пальца. Фильм Татьяны Ишиной "В танце Айседоры" некоей студии "ЛИД" изумляет безвкусной выспренностью и безумной идеей воспроизвести гений Айседоры Дункан с помощью современной танцовщицы скромных дарований. Петербурская киношкола по части внимания к окружающей жизни явно обходит Москву: здесь рассказ о том, каким событием сельской жизни становится сеанс индийского кино ("Енмеш" Айнура Аскарова), пронизанная горечью картина Ксении Охапкиной "Завея" о том, как в одиночестве встречает Новый год последняя обитательница умирающей белорусской деревни. Московский ВГИК зато представил богатую коллекцию молодых талантов в области анимации - причем, что важно, не компьютерной, а рукотворной, живой.

Если судить по конкурсным картинам фестиваля, мужская профессия режиссера на глазах превращается в женскую. Прекрасный пол явно доминирует в количестве, но не всегда в качестве фильмов: дамы чаще предпочитают творить без отрыва от компьютера, здесь больше досужего эстетства и лукавых попыток снимать кино "малой кровью", выдавая желаемое за действительное, - вспомним снова пресловутую "Катю Креналинову". На этом фоне выгодно выделяются документальный фильм "Потемки" Нины Исмаиловой (Пермь) о судьбе слепых детей и, особенно, игровая картина Виктории Лопач (Петербург) "Забери меня отсюда" об одиноком старике, которого, предварительно ограбив, отдают в приют умирать. "За смелость в освещении социальных проблем" эта картина была награждена одной из компаний - спонсоров фестиваля.

Довольно разнообразный по жанрам, киносмотр оставил мало надежд ценителям музыкального кино. Только вгиковская мастерская Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика представила любопытную картину "Крокодил", снятую в жанре мюзикла. Фильм этот абсолютно несовершенен, и его можно считать лишь творческой заявкой, демонстрацией возможностей режиссера Юлии Поспеловой, но мне кажется, в ее лице мы можем получить серьезного мастера редкого, сложного, но любимого зрителями жанра.

И все же слишком многие фильмы, представленные российскими киношколами, обнаруживают несоответствие амбиций молодых режиссеров их умениям и добросовестности в отношении к будущей профессии. Авторы невнимательны не только к деталям кадра, чаще всего неряшливого, но и к оформлению своей учебной работы. В иных фильмах они не в состоянии грамотно написать в титрах даже имя своего города - ну, а если не удосужились перечитать титры, можно представить, с каким тщанием они относятся к своему фильму в целом. Эта "легкость в мыслях необыкновенная", свойственная отчего-то именно российским студентам, - увы, тоже лейтмотив парада молодого кино, прошедшего на экранах уникального по своему значению международного фестиваля "Кинопроба" в Екатеринбурге.

Наше кино Екатеринбург Урал и Западная Сибирь