В 2011 году бюджет дорожного ремонта, строительства и содержания Пермского края составил 4,5 миллиарда рублей, что на 800 миллионов больше, чем в году предыдущем. При этом некоторые дорожные объекты так и не сданы в эксплуатацию. Почему чиновники, несмотря на многообещающие заявления, так и не научились выстраивать отношения с подрядчиками, попытался выяснить корреспондент "РГ".
Запоздалый заказ
Официальной версией неудач дорожно-строительной кампании стали ограниченные сроки исполнения заказов, а также несовершенство действующего законодательства в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. В то же время, по мнению некоторых экспертов, проблемы в сфере дорожного строительства и ремонта в Перми связаны в первую очередь с неграмотным размещением заказов и отсутствием надлежащего контроля за подрядчиками.
Значимым проектом 2011 года стал ремонт 845 внутриквартальных проездов в городе Перми, на который из бюджетов разных уровней было выделено 650 миллионов рублей. О том, что освоение этих средств оставляет желать лучшего, еще в августе заявил мэр Перми Игорь Сапко. В частности, глава города отметил, что конкурсы на выполнение работ проведены очень поздно, а потому необходимо начинать срочный ремонт внутриквартальных проездов, чтобы успеть до холодов. Для ускорения процесса Сапко предложил взять ситуацию под личный контроль сити-менеджеру Анатолию Маховикову, а также организовать городской штаб и еженедельно принимать отчеты подрядчиков о проделанных работах.
Опасения главы города уже в сентябре подтвердил начальник управления внешнего благоустройства администрации Перми Виталий Неганов. По его словам, задержка с размещением заказа произошла из-за того, что чиновники не смогли вовремя определиться с перечнем объектов, подлежащих ремонту. В результате муниципальный контракт был заключен только 12 июля. Един-ственный исполнитель проекта - ООО "Северный альянс" (город Кудымкар) - в свою очередь также затянул сроки исполнения работ и появился на объектах только в конце августа. При этом к 13 сентября было завершено не более 10 процентов объектов из общего списка.
17 ноября итоги проекта подвел главный инженер муниципального учреждения "Пермблагоустройство" Матвей Чувашов. По его словам, работы завершены на 700 объектах, однако принято из них муниципальной комиссией пока не более 350. Остальные объекты будут завершены весной будущего года тем же подрядчиком, правда их список может сократиться, "так как стало очевидным, что некоторые из них в ремонте не нуждаются". Однако 28 ноября пермский сити-менеджер озвучил новые данные о результатах проекта. По его словам, к 21 ноября подрядчик выполнил 99 процентов работ. Каким образом "Северному альянсу" удалось за четыре дня, в снег и метель, завершить работы еще более чем на 130 объектах (16 процентов от общего плана проекта), он не уточнил.
По мнению экспертов и общественности, для города важен не столько процент выполнения плана, сколько качество проделанных работ, большинство из которых выполнялось в спешке и при неблагоприятных погодных условиях. Так, например, по словам одного из авторов акции "Антиреклама разбитых дорог" Дмитрия Жебелева, огрехи в работе подрядчика было видно даже невооруженным взглядом.
- Внутриквартальный проезд во дворе моего дома в микрорайоне Парковый отремонтировали некачественно, - пояснил общественник. - Я лично видел, как асфальт укладывали на неподготовленную поверхность, а после этого быстро уплотнили его катком и закончили работы. У меня есть основания полагать, что это не единичный случай халатного отношения подрядчика к своим обязательствам. Городской форум teron.ru переполнен сообщениями жителей, что в их дворах асфальт укладывали в дождь и даже в снег. При этом пермяки сопровождают свои слова фото- и видеодоказательствами. Конечно, асфальт можно укладывать даже в минусовые температуры при использовании специальных технологий, но очевидцы свидетельствуют: они не использовались. И это неудивительно, ведь такие меры значительно повышают себестоимость работ.
По словам Дмитрия Жебелева, в текущем году у мэрии была возможность сделать качественный прорыв в сфере дорожного ремонта и благоустройства, ведь размах проекта позволял создать целую сеть связанных между собой внутриквартальных проездов и тем самым решить проблему чистоты и движения транспорта во дворах многоквартирных домов. Однако дорогостоящий проект реализуется бессистемно и не выдерживает никакой критики по качеству исполнения.
Не успели начать
Помимо объектов, на которых работы не завершены, есть и те, где они вовсе не начинались. К таковым можно отнести участок улицы Газета "Звезда" от улицы Ленина до Советской, на котором по плану должны были не только заменить дорожное покрытие, но и выложить тротуары плиткой. Но подрядчик, "Пермская ДПМК", так и не приступил к работам. Еще более острая ситуация сложилась в Кировском районе на улице Маршала Рыбалко, где подрядчик также не приступил к работам. Новый же исполнитель - ООО "Ветлан-Строй" - вышел на объект только в середине октября и успел до холодов снять верхний слой дорожной одежды. В результате одна из полос движения на центральной улице района осталась непригодной для проезда автотранспорта и будет отремонтирована только в следующем году.
Из-за ненадлежащего качества и неполного исполнения работ (подрядчик "Пермская ДПМК") муниципальная комиссия не приняла участок бульвара Гагарина от улицы Ушинского до улицы Дружбы. По словам главного инженера муниципального учреждения "Пермблагоустройство" Матвея Чувашова, мэрия уже подала в суд иск о расторжении контракта с подрядчиком "Пермская ДПМК". В случае его удовлетворения бюджет города пополнится неустойкой, которая, по условиям договора, составляет до 20 процентов от стоимости контракта и основана на банковских гарантиях, а подрядчик попадет в список недобросовестных поставщиков. Однако по итогам дорожного ремонта прошлого года работа "Пермской ДПМК" уже вызвала нарекания: в 2010 году этот подрядчик не завершил в срок ремонт одной из центральных магистралей Перми - улицы Луначарского. Так, давая оценку прошлогодним итогам дорожного ремонта, пермский сити-менеджер Анатолий Маховиков отметил, что считает недопустимым ситуацию, "когда объекты уходят под снег незавершенными". Тем не менее "ДПМК" не только была допущена к работам в текущем году, но и получила достаточно крупные муниципальные и краевые заказы.
На днях же стало известно, что "Пермская ДПМК", накопив долги перед партнерами, бюджетом и кредиторами свыше 400 миллионов рублей, подала в арбитражный суд иск о самобанкротстве. И каким образом этот многократно проштрафившийся подрядчик будет теперь исполнять свои гарантийные обязательства перед муниципалитетом и краем, совершенно не понятно. Может получиться так, что обеспечивать пятилетнюю гарантию на уже сданные дороги будет некому.
Дорога за свой счет
В текущем году на строительство, ремонт и содержание региональной сети дорог было выделено 4,5 миллиарда рублей, что на 800 миллионов рублей больше, чем в году предыдущем. Самой затратной статьей "дорожного" бюджета стал ремонт 56 участков на региональных дорогах, общая протяженность которых составила 250 километров. Ремонт проходил по всем основным трассам региона: на Березники, Чернушку, Чусовой, Верещагино, границу с Удмуртией и границу со Свердловской областью. Наиболее крупными краевыми объектами дорожного строительства в текущем году стали автомобильная дорога Кудымкар-Сыктывкар на участке Серебрянка-Усть-Черная с 12-го по 38-ой километр, участок автомобильной дороги Пермь-Березники (обход поселка Полазна) и участок этой же магистрали от Чусовского моста до отворота на поселок Полазна.
На строительстве и ремонте региональных дорог в этом сезоне трудились 12 подрядных организаций. Некоторые из них, по данным регионального минтранса, были оштрафованы (общий объем штрафных санкций составил 10 миллионов рублей) за ненадлежащее качество работ. При этом подрядчикам за свой счет пришлось переделать участки дорог общей протяженностью 17 километров, где качество нового покрытия не соответствовало установленным требованиям. Некоторые отремонтированные участки, не принятые комиссией, возможно, будут переделаны уже в начале следующего сезона дорожных работ. По мнению губернатора Пермского края Олега Чиркунова, для региона такая практика "доделок" не является чем-то фатальным.
- Если бы это происходило два года назад, я бы плакал, а сегодня контракт предусматривает два варианта, - говорит Чиркунов. - Либо подрядчик не успевает доделать объект, платит за это неустойку, а потом завершает работы. Либо успевает, но при обнаружении ненормативного качества, в том числе в сцеплении слоев, подрядчик переделывает трассу весной. Так вот, подрядчики пошли по второму пути. Они доделали, понимая, что весной будут перекладывать асфальт.
По мнению некоторых экспертов, риски срыва сроков дорожного ремонта и строительства можно сократить, если изменить подход к формату размещения государственных и муниципальных заказов. Так, по словам руководителя УФАС Пермского края Дмитрия Махонина, крупные лоты на дорожных аукционах необходимо разбивать на более мелкие. В первую очередь это будет соответствовать принципам действующего антимонопольного законодательства, а кроме того, позволит снизить риски неисполнения заказов и привлечет в отрасль большее количество компаний.
- Мы не раз предупреждали государственных и муниципальных заказчиков, что передача крупных дорожных лотов в одни руки чревата не только большим риском неисполнения заказа, но и тем, что сами торги пройдут без существенного снижения стоимости лота, ведь компании "средней руки" в них участвовать не будут, - пояснил Дмитрий Махонин. - Теперь по результатам работы дорожников в прошлом и в текущем году мы видим подтверждение наших опасений. И мне очень печально, что все мы как потребители от такой политики государственных заказчиков ничего не выиграли.