08.12.2011 00:06
Культура

Актриса Анна Ардова: Смешить мне всегда было легко

Актриса Анна Ардова - о секретах долголетия женского телешоу
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №277 (5653)
Читать на сайте RG.RU

Ей, единственной на нашем телевидении, удается "держать" собственное шоу, где она одна выступает в образе более чем 20 героинь. Кроме того, Анна успевает сниматься в кино и играть на сцене. Последние киноработы - фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой", где она играет Изабеллу Юрьевну - директора Дома культуры (в будущей телеверсии картины роль Ардовой расширена), и проект "Моя безумная семья", который выходит в прокат 5 января (там Ардова играет маму главного героя Кости, по профессии - тренера по дзюдо).

Скетч-шоу Анны Ардовой "Одна за всех" появилось в конце 2009 года на канале "Домашний", через год его выпуски стали выходить и на канале СТС. И героинь Анны - актрисы, которую до этого телезритель знал, в основном, по сериалам и скетчкому "Женская лига", полюбили как в нашей стране, так и за ее пределами. Сюжет программы был частично заимствован у "Шоу Кэтрин Тейт", но кто теперь скажет, что это не истинно отечественный формат? Загадка - почему подобные дорогие шоу, рассчитанные на одного актера, провалились на канале СТС у Вадима Галыгина, на НТВ у Гарика Харламова, на Первом канале у Нонны Гришаевой? А шоу Анны Ардовой живет и побеждает. В чем секрет? Анна Ардова беседует с обозревателем "РГ".

Семейные ценности

Российская газета: Ранее я полагала, что Ардова - это псевдоним. Но когда прочла вашу биографию, поняла, что у вас - солидная родословная. Бабушка - актриса и ученица Станиславского Нина Антоновна Ольшевская. Дедушка - писатель-сатирик Виктор Ардов. Дядя - киноактер Алексей Баталов. Папа - режиссер и художник-мультипликатор Борис Ардов, мама - актриса Мира Ардова. Отчим - Игорь Старыгин. Да и назвали вас в честь бабушкиной подруги - поэта Анны Ахматовой. Так что быть одной за всех вам не привыкать. Все это накладывает какие-то определенные обязательства в жизни?

Анна Ардова: Конечно. Когда такие серьезные родственники, семья - это очень большая ответственность. Особенно если семья театральная, и ты тоже потом идешь по этому пути. Нормальному-то человеку страшно что-то сделать не так, а уж когда бабушки-дедушки за спиной стоят...

РГ: А Ахматову любите читать?

Ардова: Да. Анну Андреевну очень люблю. Особенно поэму "Реквием".

РГ: От вас, актрисы, чье амплуа - юмор, такое слышать удивительно.

Ардова: Если Ахматова, то - "Реквием". Понятно, что ранняя Ахматова - прекрасна, и я периодически ее читаю. Но "Реквием" - самое сильное ее произведение.

РГ: Исполняете ли вы "Реквием" как актриса?

Ардова: Нет. Боюсь - не справлюсь. К тому же эту поэму читают такие прекрасные актрисы…

РГ: …например, Светлана Крючкова, с которой вы вместе работали. Вам нравится, как она читает Ахматову?

Ардова: Очень. Да, в детстве мне повезло - удалось поработать вместе с Крючковой. (В 1983 году Михаил Козаков пригласил актрису в свою школьную комедию "Если верить Лопотухину" на роль однофамилицы - Ардовой. В картине играли такие звезды кино, как Леонид Броневой и Светлана Крючкова. - Прим. С.А.) С тех пор я ее очень люблю. Крючкова - одна из моих любимых актрис.

РГ: А с Алексеем Баталовым вы обсуждаете ваши работы? Роли?

Ардова: С дядей Лешей мы видимся и общаемся, к сожалению, крайне редко. Потому что как только умерла моя бабушка, а потом папа, Ордынка пропала, исчезла. Мы с дядей Лешей раньше там встречались, а теперь нам просто негде увидеться. Общаемся через батюшку Михаила Ардова. Это папин старший брат - священник. Через него приветы передаем. Я знаю, как у дяди Леши дела, он - как у меня.

РГ: Такого, чтобы он позвонил и сказал: "Ты хорошо сыграла", нет?

Ардова: Он мне все передает через дядю Мишу. Например: "Девочка, слежу за тобой, ты - молодец, ты - умница!" Вот такие вещи. Не то, что я - брошенка, оставленная без внимания родными. Нет-нет. Я радуюсь, конечно… Представьте, такой потрясающий артист, и так говорит.

Смешить? Легко!

РГ: В вашей фильмографии много сериалов. Многие артисты бравируют тем, что в них принципиально не снимаются.

Ардова: Я начинала с сериалов - о чем разговор?

РГ: А вот тут вы не думали - что скажет дядя? Семья?

Ардова: А что было делать? Надо было работать! Другой работы у меня, в общем-то, и не было. Я играла в театре, ролей было мало. При этом нужно было зарабатывать деньги и как-то тратить свою энергию. Мне повезло - первой работой, где я снималась, был фильм Наны Джорджадзе по сценарию Ираклия Квирикадзе - "Только ты". Счастье работать в такой компании.

Да, я достаточно много снималась в сериалах и таким образом зарабатывала. У меня двое детей и муж-артист - кому повезет, тот и зарабатывает. И еще тогда я для себя решила: надо просто честно делать свое дело, а не халтурить. А как иначе, если у нас сейчас такие сериалы снимают, что за них чаще всего стыдно.

РГ: Вы учились у знаменитого режиссера Андрея Александровича Гончарова, а потом и работали с ним в театре имени Маяковского. Какой главный урок он вам преподал?

Ардова: Их столько было... Я только сейчас начинаю понимать, чему он меня учил. Он говорил: "Мне неинтересно, где ты смешная. Это ты делаешь легко. Мне интересно, где ты героиня".

Я понимаю, что он имел в виду. Смешить мне всегда было легко. У всех есть разные масочки, моя - она такая. Всех развеселила, и - становится легче. Посмешила-пошутила, и хорошо. Такая моя защита - самое легкое, что я могу делать.

РГ: Ваша защита или ваша энергия?

Ардова: И то, и другое. Я просто знаю, что если я в "зажиме", то буйно себя веду: громко говорю, кричу, веселюсь. Наверное, чтобы создать вокруг себя веселую и теплую атмосферу, чтобы мне стало проще жить. Мол, это не я, это все - шутка, а какая я настоящая - пойди догадайся! Смешить мне легче, чем показывать какие-то свои подлинные переживания - то, что Гончаров называл исповедью. Он все время говорил, что работа актера должна быть исповедью.

РГ: Ваш сын - Антон - он тоже снимался в "Женской лиге". Он такой же комик, как и вы?

Ардова: Думаю, что да. Он такой… Хулиганствующий… Но поумней… Даже поостроумней…

Пошлости - никакой

РГ: Я смотрю программу "Одна за всех" с момента появления. В нашей стране, в отличие от других, мало используют формат, когда один актер держит целое телешоу. Почему именно у вас получилось, а у остальных - нет?

Ардова: Не знаю. Возможно, потому что с меня начали. Это придумал Вячеслав Муругов (генеральный директор телеканала СТС. - Прим. С.А.), Наталья Билан (Генеральный директор телеканала "Домашний") и режиссер проекта Ольга Ланд, с которой мы начинали "Женскую лигу" на канале ТНТ, зная меня, сказала тогда: "А давайте попробуем с Ардовой!" Я не вправе никого судить, и я ничего в этом не понимаю. Получилось у меня, и хорошо.

РГ: "Одна за всех" - есть в этом названии что-то мушкетерское…

Ардова: Просто ребята не знали, как назвать. Говорили: "Давайте назовем "Шоу Ардовой". А я: "Вы с ума сошли, что ли? А если мы провалимся?" И вообще это как-то нагло, неприлично, перебор. В итоге они долго придумывали называние и, поскольку одна актриса играет все образы, назвали "Одна за всех".

РГ: Единой формулы успеха - нет, это известно. Но, возможно, большой плюс вашего шоу еще и хорошие сценаристы?

Ардова: Действительно, авторы очень хорошие. И это - важная составляющая. Они очень талантливые люди, которые чувствуют ситуацию. И пошлости вообще никакой - именно это меня очень радует. Потому что, когда мы снимали "Женскую лигу", пошлость нам приходилось немного убирать. Мы с партнершами говорили: "Вот этого мы не будем говорить". Или: "Давайте тут немного переделаем"… Или: "Может, придумаем, как это сделать поталантливее, чтобы не было так неприлично?" А тут не приходится этого делать. Мы просто работаем и все.

РГ: Еще один плюс - достойная актерская работа. Все ваши образы - от женщины с Кавказа до одиночки - вы "срисовывали" с конкретных людей?

Ардова: Конечно. Наблюдения, как всегда у всех артистов. Я же у себя одной столько всего не возьму. Откуда? Подглядываешь за кем-то, запоминаешь. Этот урок на первых курсах театрального института называется "Наблюдения". Когда ходишь, подсматриваешь, а потом показываешь. Вначале тренируешься на животных. А потом едешь в метро, сидишь в кафе, ходишь по улицам и подглядываешь за людьми.

РГ: Когда вы создавали характеры, могли прогнозировать их популярность? Например: вам казалось, что зрители полюбят женщину-президента или жертву холодильника, или еврейскую маму. А полюбили гламурных дамочек Энджи и Крис.

Ардова: Нет. Для меня поначалу Энджи и Крис были загадками. Полюбят их или нет - я даже не думала об этом. Когда мы с Эвой Бледанс открыли сценарий и прочли его, сразу подумали: что за идиотки? Как их вообще играть? Нам так и сказали: играйте как идиоток. А что делать? И поначалу это была не очень интересная линия до того момента, пока к нам третьей не вошла актриса Таня Орлова, исполняющая роль домработницы Зины. Тогда проявилась реакция нормального человека на двух этих "чучундр". И получилось смешно. И потом - Энджи и Крис - добрые и трогательные. Их нельзя не полюбить. Они и друг друга очень любят. Не предательницы, не завидуют, не ссорятся, не делают гадости. Энджи обожает своего мужа - Сержа. Они, хотя и силиконовые куклы, но при этом хорошие и беззлобные.

РГ: А то, что они добрые, сценаристы придумали?

Ардова: Нет, мы с Эвой. Мы так решили: они не будут друг другу говорить, мол, вот ты без меня сделала грудь, а я без тебя - нет и другие гадости. Иначе будет не за что их любить.

РГ: Женский вопрос: у вас в этом образе губы нарисованные или накладные?

Ардова: Нам наклеивают силиконовые губы.

РГ: Вы задумываетесь о политике, когда играете женщину-президента?

Ардова: Политика? Не знаю: я ничего такого в роль не вкладываю. Я играю женщину-президента Екатерину Петровну Иванову, которой надо руководить страной. Это ж сойти с ума! Мне ее просто жалко - такая работа…

Мне нравятся Фаина Раневская и Мэрил Стрип

РГ: Ваше шоу идет на каналах "Домашний" и СТС и, вполне возможно, что его заберут на канал с еще большим охватом аудитории. Как вы успеваете, вы же еще снимаетесь в кино, играете в театре…

Ардова: Когда у меня работа в программе "Одна за всех", я мало что успеваю. Но бывают перерывы в съемках, и я пытаюсь что-нибудь в них внедрить.

РГ:У вас есть роль мечты?

Ардова: Да, есть, но я, наверное, уже "промахнулась" по возрасту. Я очень хотела сыграть Соню в "Дяде Ване".

РГ: Роль серьезная, не комедийная…

Ардова: Конечно, я же все-таки драматическая актриса.

РГ: Какую комедийную актрису выделяете из всех?

Ардова: Много любимых. Я обожаю Фаину Григорьевну Раневскую, Марию Аронову, Ингу Стрелкову-Оболдину, Нонну Гришаеву. И моя великолепная обожаемая партнерша из "Женской лиги" - Ольга Тумайкина. Она не только комедийная, но и глубокая драматическая актриса… Тумочка - она еще и партнер потрясающий. К сожалению, мне с Машей и Нонной не посчастливилось работать. С Ингой Оболдиной я работала.

РГ: Вы, кстати, с ней похожи.

Ардова: Носатые обе (смеется). Это для меня большой комплимент. Инга - хорошая актриса и партнер. Я мечтала бы поработать и с Ароновой, и с Гришаевой. Ориентируюсь на опыт работы в "Женской лиге" - он был потрясающий. Там все девчонки очень талантливы.

Если говорить о комедийных вершинах, то в ролях такого плана мне очень нравится Мэрил Стрип. Особенно в фильме "Смерть ей к лицу".

РГ: Помню, как вы получали ТЭФИ, - сиганули за ней прямо с балкона ложи в Михайловском театре.

Ардова: У меня просто не было другого выхода.

РГ: Но ТЭФИ - премия телевизионная. А какую кино- или театральную артистическую награду вы хотели бы получить?

Ардова: "Оскара", конечно. Можно и Золотую пальмовую ветвь. Или и то, и другое - я не против. Только за дело! Правда, я скромно сказала? О чем же еще мечтать? Хорошо-хорошо, можно не мне, можно - фильму (смеется).

ТВ и сериалы