08.12.2011 00:22
Происшествия

Банки обязали предоставлять данные о счетах важных персон

Новый закон сделает жизнь госслужащих прозрачной для контроля
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №276 (5652)
Читать на сайте RG.RU

Новый закон позволит раскрыть неприглядные финансовые тайны высокопоставленных чиновников: теперь банки обязаны предоставлять информацию по специальным запросам даже о счетах ВИП-персон.

Отныне чиновникам предстоит жить и трудиться под строгим надзором комиссий по контролю за служебным поведением. Малейший неправильный шаг, и можно вылететь со службы, как говорится, с волчьим билетом - по утрате доверия. Такие правила ввел новый антикоррупционный закон, принятый по инициативе президента.

Об антикоррупционных проектах государственного масштаба рассказала "РГ" директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России, доктор юридических наук, член-корреспондент РАН Талия Хабриева, которая входит в Совет при президенте РФ по противодействию коррупции.

Российская газета: Сегодня высказываются предложения отменить банковскую тайну. Как вы полагаете, это будет способствовать снижению коррупции?

Талия Хабриева: Действительно, предложения сделать банковское законодательство более прозрачным высказывались неоднократно. Некоторые из них нашли отражение в законодательстве. Несколько дней назад вступил в силу федеральный закон, который внес существенные коррективы в регулирование вопросов банковской тайны. Расширен круг лиц, которым кредитные организации в установленных законом случаях могут предоставлять информацию об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов. Подчеркиваю - та или иная информация может предоставляться только в установленных законом случаях. Так что об отмене института банковской тайны речь не идет.

РГ: Будет ли распространяться действие закона на лиц, занимающих высшие государственные посты?

Хабриева: Да. Основная идея закона заключается в распространении ограничений и запретов не только на рядовых чиновников, но и на лиц, замещающих высокие государственные должности на уровне Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. Речь идет, например, о депутатах, министрах, судьях. Эта новелла позволит усилить контроль за их служебным поведением.

РГ: Новый закон предусматривает возможность увольнения с должности в связи с утратой доверия. Как может действовать такой механизм на практике?

Хабриева: Основанием увольнения в связи с утратой доверия является нарушение ряда служебных запретов, ограничений и обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, а также законодательством о государственной службе, например, запрета на осуществление предпринимательской деятельности. Условно говоря, если до поступления на службу гражданин занимался предпринимательской деятельностью, но по каким-то причинам не прекратил ее, он может быть уволен в связи с утратой доверия. То же самое касается непредставления сведений о доходах либо представления заведомо недостоверных либо неполных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера. Такие требования повышают роль комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов.

РГ: За последние годы принят большой массив правовых актов о противодействии коррупции, однако заметных успехов в этой борьбе пока нет. В чем, по вашему мнению, заключаются основные причины такого положения дел?

Хабриева: Нет, с такой постановкой согласиться нельзя. Уже сейчас можно отметить значительные успехи в этой сфере. Борьба с коррупцией не ограничивается, как это было в прошлом, преследованием только мелких взяточников в образовательных и медицинских учреждениях, в ЖКХ и т.д. В последние годы было пресечено множество разветвленных коррупционных схем и к ответственности привлечено много крупных чиновников разных ведомств. Так, по данным Генпрокуратуры, за прошлый год существенно, примерно на четверть, увеличилось число выявленных коррупционных преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах.

РГ: Но сколько еще коррупционеров осталось на своих местах? Не топчемся ли мы по-прежнему на видимой стороне айсберга?

Хабриева: Конечно, есть и проблемы. Действие даже самых хороших законов предполагает выстраивание правоприменительной практики, что требует времени. В обществе не укрепились стереотипы неприятия коррупции. Многие видят в коррупции средство решения своих частных проблем, не осознавая опасности, которую она несет. Необходимы меры антикоррупционной пропаганды, повышения правовой грамотности населения.

РГ: Завтра - Международный день борьбы с коррупцией.Термин "коррупция" прочно вошел в оборот, но понимается по-разному. В этой связи позвольте уточнить: коррупция и взяточничество это синонимы?

Талия Хабриева: Нет. Коррупция - это более широкое явление, охватывающее разные противоправные деяния. В настоящее время в документах ООН, Совета Европы коррупция определяется как злоупотребление властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп.

РГ: Значит, под коррупцией во всем мире понимают одно и то же?

Хабриева: Подходы разных стран к легальному определению коррупции отличаются. В частности, в Дании и Финляндии оно не используется, возможно, потому, что в этих странах низкий уровень коррупции. В других государствах понятие коррупции раскрывается через составы отдельных правонарушений. Например, во Франции понятие коррупции охватывает совокупность примерно 20 составов уголовных преступлений. В Российской Федерации коррупция также не ограничивается только взяточничеством. Это понятие охватывает злоупотребление служебным положением, коммерческий подкуп, иное незаконное использование своего должностного положения в нарушение законных интересов общества и государства и т.д. В том же направлении развивается законодательство большей части других государств.

РГ: Какие перспективные направления противодействия коррупции вы могли бы обозначить?

Хабриева: Противодействие коррупции не должно и не может осуществляться исключительно лишь в государственном и муниципальном секторе. В практике зарубежных государств (США, Великобритании и др.) усиливается другая тенденция - противодействия и предупреждения коррупции в частном секторе, прежде всего в коммерческих структурах.

Другим перспективным направлением видится более широкое внедрение информационных технологий с целью обеспечения большей оперативности, открытости и прозрачности в работе государственных и муниципальных органов. Например, в Корее и Великобритании потребителю государственных услуг предоставляется возможность постоянного контроля за ходом соответствующих административных процедур. Потенциал этих технологий может быть использован для построения эффективной системы обратной связи с гражданами и организациями. Недавно сотрудники института были в командировке в Астраханской области и познакомились с тем, как там организован контроль губернатора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции. Жители области могут напрямую обращаться к нему через Интернет, что обеспечивает оперативную реакцию на сообщения о фактах проявления коррупции.

Надо заметить, что огромную роль в борьбе с коррупцией играет общественное мнение. В этой связи основная задача состоит в вовлечении всего общества в антикоррупционную работу, в обеспечении доступности информации о результатах этой борьбы. Только тогда ситуация в данной сфере изменится.

Кстати, об этом более двух веков назад писал великий английский философ Э. Берк, который подчеркивал: "Народ, подверженный коррупции, очень быстро теряет свободу". Эту истину история неоднократно подтверждала. И помнить о ней необходимо всегда.

Должностные преступления