08.12.2011 00:47
Экономика

Эксперт: Региональным изданиям нужно найти свои аудиторные ниши

Печатные издания находят способы сохранить конкурентоспособность
Текст:  Анна Колесник (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №276 (5652)
Читать на сайте RG.RU

Вопреки мнению о неизбежном оттоке аудитории телевидения, радио и прессы в Интернет, при грамотном выборе бизнес-модели печатные СМИ могут не только не терять читателей и рекламодателей, но и успешно развиваться.

Такие выводы сделали эксперты на конференции "Уральский рынок печатных СМИ: оценка текущей ситуации и перспектив развития", организованной Гильдией издателей периодической печати (ГИПП) и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в Екатеринбурге.

По данным исследования медиарынка УрФО, сделанным уральским представительством ГИПП, за текущий год количество печатных изданий в Уральском регионе уменьшилось на 15 процентов. За 10 месяцев с рынка самостоятельно или по решению суда ушли 365 игроков. Причем из всех субъектов округа самое большое сокращение произошло в Свердловской области. Но причина этого скорее в активности регионального управления Роскомнадзора в наведении порядка: сильные и качественные издания с массовой аудиторией, которые выжили в кризис, продолжают выходить.

В округе по-прежнему наблюдается снижение розничных продаж прессы, причем у газет оно значительнее, чем у журналов. За последние три года падение составило 30-40 процентов, что, по мнению специалистов, заставляет серьезно задуматься. Издатели ожидают, что тенденция сохранится и в следующем году: продажи еженедельных общественно-политических газет и телегидов упадут еще на 3-5 процентов, ежедневной прессы - на 5-10.

Несмотря на то, что почтовая статистика свидетельствует об увеличении подписки в текущем полугодии на 6 процентов, на деле ситуация выглядит не слишком радужно. Представители СМИ говорят о стагнации и даже уменьшении доли подписного тиража в общем объеме реализации - происходит это главным образом из-за высокой стоимости доставки и низкого качества этой услуги.

Прибыль от рекламы, которая является основным источником дохода периодики, серьезно разнится и зависит от сегмента СМИ, рекламные бюджеты издательств все еще нестабильны. Директор одной из рекламных групп Станислав Черный считает, что СМИ сохранят своих рекламодателей, однако последние будут придирчиво выбирать издания, исходя из соотношения цены, качества и сервиса.

Заявления о том, что бумажную прессу хоронить рано, делают многие аналитики. Заместитель начальника управления Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий приводит в пример Липецк, где уровень продаж периодики равен среднеевропейскому: он в 3-4 раза выше, чем в Москве и в среднем по России. В этом городе печатные издания продаются не только в киосках и магазинах, но и в аптеках и больницах, на предприятиях и просто на улицах.

По мнению гендиректора издательского дома Андрея Выборнова, чтобы остаться на плаву, региональным изданиям нужно заняться медиапланированием, найти свои аудиторные ниши. Кроме того, чтобы конкурировать с активно формирующейся в Интернете медиасферой, печати важно интегрироваться в цифровую среду. А директор другого издательского дома Юрий Матвеев считает: чтобы периодика пользовалась спросом и дальше, издателям следует проводить гибкую политику региональной экспансии, поддерживать и наращивать капитализацию за счет промо-акций, привлечения инвесторов и акционеров, объединяться против недобросовестных игроков, налаживать связь с розничными сетями и делать прозрачными тиражи.

- На рынке печатной прессы идут процессы оздоровления, самоочищения отрасли, наблюдается рост профессионализма игроков, приходит осознание необходимости сделать наш рынок прозрачным и понятным для рекламодателей. Последние зарубежные и отечественные исследования фиксируют очень высокий уровень доверия читательской аудитории к печатному слову по сравнению телевидением и Интернетом. Сегодня успешно развиваются те СМИ, которые дорожат этим доверием, не боятся учиться, находятся в поиске, интегрируются в цифровую среду и готовы к возможным кризисам. Количество региональных издателей, разделяющих эти подходы, растет, как и понимание того, что местные новости более востребованы читателями, чем федеральные, и это позволяет смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом, - подвел итог дискуссии издателей глава уральского представительства ГИПП Сергей Салыгин.

Экономика Екатеринбург Урал и Западная Сибирь