08.12.2011 00:25
Общество

Фотожурналист Юрий Иванов: Мы знали, что СССР скоро придет конец

Страшно мне стало спустя какое-то время
Текст:  Юрий Иванов (фотожурналист, Минск)
Российская газета - Федеральный выпуск: №276 (5652)
Читать на сайте RG.RU

Я работал фотокорреспондентом Агентства печати "Новости".

Мы знали, что 6 декабря в Минск приехал Ельцин, и что лидеры трех республик - России, Украины и Белоруссии - собираются в Вискули. Среди коллег кто-то что-то где-то об этом слышал. Я попытался через официальные каналы заявить, что тоже хочу туда поехать. Все отнекивались: никто никуда не едет, мало ли что говорят, все идет по официальному плану. Я подошел к председателю совета министров Вячеславу Кебичу и говорю: "Возьмите меня с собой!" Он посмотрел на меня оценивающе и неожиданно сказал: "Поехали!". Отправил меня к управляющему делами: "Скажите, что я разрешил вам поехать в Вискули". Я уточнил "Может, напишите записку". Он внимательно посмотрел на меня: "Э-э-э, нет, писать ничего не буду".

Нам дали самолет Як-40, и мы, журналисты (из фотографов я был один), полетели в Вискули. Приземлились на военном аэропорту в Пружанах и стали ждать. Никто из нас не знал, что будет. Вначале прилетел самолет с Кравчуком и Шушкевичем, позднее - самолет с президентом России. Тут все засуетились, сели в машины, и кортеж уехал. А мы, корреспонденты, остались на жутком морозе. Въезд в Вискули был запрещен, но мы все-таки связались с теми, кто мог полоббировать наши интересы, и в 12 часов за нами приехала машина, и мы оказались в Вискулях.

Нас первым делом накормили горячей едой и сказали: ждите. Часа через два-три нас пригласили в ту самую резиденцию, которую построил Хрущев, и снова сказали: ждите. Потом срочно стали искать казахский флаг, прошел слух, что прилетит Назарбаев, был приготовлен кортеж, мы час ждали отъезда, но в конце концов всем дали отбой, Назарбаев не прилетел.

Мы снова ждали. Потом все зашевелилось, стали искать стол, принесли его и поставили на нем 3 флажка - России, Белоруссии и Украины. Была суматоха ожидания. И хоть никто ничего толком не знал, но мы уже перехватывали текст Соглашения. Его правили и носили на утверждение мимо нас. Мы стали понимать, о чем принято решение, и, в общем, уже знали, что СССР скоро придет конец. Вскоре вышли представители трех государств, премьер-министры сели за стол, началась обычная протокольная процедура. Нам сказали, что сейчас будет подписано соглашение под таким-то номером - о создании СНГ. Я попросил Бориса Ельцина попозировать мне вместе с Кравчуком и Шушкевичем. Он, будучи массивнее своих соседей, заграбастал их, приобнял, и я сделал снимок, ставший потом знаменитым. Ну вот и все. В тот момент я жил ажиотажем происходящего и потребностью получить эксклюзивную информацию, желанием быть в центре события - обыкновенная журналистская установка. И я оказался в центре события. Совершенно случайно. Когда все закончилось, я пошел и снял пустой стол с чьей-то папкой, очками и сахарницей. Это все происходило на первом этаже в бильярдном зале. Все было обычно. Вежливо. Чувствовалось какое-то единство со всеми, даже с охранниками.

Испугался я потом. Вспомнив, как Кебич вышел на крыльцо и, повернувшись ко мне, спросил: ну что, не летят? Только потом я понял, какие самолеты он имел в виду. А ведь могли прилететь...

История