09.12.2011 19:44
Экономика

Болгарии грозит крупный штраф

Болгарии грозит крупный штраф
Текст:  Алексей Чичкин
Читать на сайте RG.RU

Болгарский экс-министр экономики и энергетики Петр Димитров заявил в Софии, что "соакционеры проекта Бургас-Алексадруполис - Россия и Греция  -  могут потребовать от болгарской стороны уплату неустойки  минимум в 200 миллионов долларов".

Вдобавок, по его оценкам, София "потеряет ежегодные транзитные доходы более чем в 30 миллионов долларов". Правда, эти данные не получили официального опровержения со стороны правительства Болгарии.

Напомним, что в четверг болгарский министр финансов Симеон Дянков объявил, что его страна "прекращает участие в проекте нефтепровода Бургас - Александруполис". Тем самым, планы вывозить российскую нефть в обход турецких проливов Босфор-Дарданеллы могут не осуществиться. Потери российской стороны от вводимых с 1996 года ограничений на грузовое, особенно танкерное судоходство в этих проливах превысили, по разным оценкам,  8 миллиардов долларов.

Причем болгарский министр отметил, что София выйдет из российско-болгарско-греческого соглашения 2007 года по этому проекту в одностороннем порядке, если не будет трехстороннего документа, фиксирующего ее выход. Столь категоричная позиция Софии, как отмечают некоторые балканские СМИ, может быть обусловлена, в первую очередь, давлением на Болгарию со стороны влиятельных кругов Турции, США и ЕС, не заинтересованных в том, чтобы российская нефть беспрепятственно вывозилась в Средиземноморье. Другой фактор -  конкуренция Турции с Россией за транзит каспийской  нефти. Она, напомним, перевозится не только через Босфор-Дарданеллы из российских портов Новороссийск и Туапсе. Но и через турецкий порт Джейхан - по нефтепроводу через Грузию и Восточную Турцию, причем этот маршрут обходит Россию.

И, чтобы обойти турецкие проливы, во второй половине 1990-х годов был разработан нефтепроводный проект. Он предусматривал транзит российского и каспийского черного золота по 300-километровому трубопроводу из черноморского порта Болгарии (Бургас) в средиземноморский порт Греции (Александруполис). Мощностью до 50 миллионов тонн в год. А трехстороннее соглашение по созданию этой артерии было подписано 15 марта 2007 года. Согласно документу, в созданной компании 51% акций принадлежит России, Болгария и Греция разделили поровну оставшиеся 49%. Однако под разными предлогами болгарская сторона затягивала свое участие в проекте, в том числе финансовое. К настоящему времени долг Софии по финансированию ее участия в проекте, по оценкам  представителя "Транснефти" Ильи Казенкина, превысил 6 миллионов евро.

Напомним, что с 70-х годов до трети объема отечественной нефти, поставляемой на экспорт, перевозится через Босфор-Дарданеллы. Очевидно, что этот фактор оказывает влияние не только на экономические, но и политические позиции в черноморско-балканском регионе.

Досье "РГ"

Первый нефтепроводный проект по обходу Босфора-Дарданелл был разработан в СССР еще в конце 60-х годов: это был трубопровод Варна (Болгария)-Скопье (Югославия)-Влёра (адриатический  порт Албании). Но из-за сложных советско-югославских и советско-албанских отношений этот проект не был реализован. В конце 1990-х компании США и Западной Европы восстановили данный  проект, который намечено реализовать к 2020 году  (в основном для переброски каспийской нефти через Грузию на Балканы и через Балканы). По словам замминистра  экономики Неритан Алибали, "этот проект имеет стратегическое значение для Албании и Балкан в целом". А в начале 70-х  и начале 80-х годов состоялись неофициальные  советско-греческие консультации по возможному нефтепроводу между Болгарией и Грецией, включая  больший по протяженности вариант - Бургас-Салоники. София одобрила такой проект, но участию в нем Греции в те годы помешала негативная позиция ее партнеров по НАТО.  

Макроэкономика Болгария