Простая крестьянская семья из Ростовской области первой в России обзавелась собственным гербом и гимном. Теперь герб рода Надолинских числится в регистре Русской геральдической комиссии под номером 1539. Он единственный среди полутора тысяч гербов в списке принадлежит не конкретному лицу, а всему роду, и, как подтверждает председатель регионального отделения союза геральдистов России по Ростовской области Олег Тесля, впервые родовой герб получила простая рабоче-крестьянская семья.
Историей своего рода отставной военный из Таганрога Владимир Надолинский стал заниматься лет десять назад. Началось с того, что он начал писать книги про историю военных организациий, поднимать архивы Москвы и Санкт-Петербурга, Подольска и Гатчины. При изучении документов, которые читал как увлекательнейшие детективы, регулярно натыкался на удивительные человеческие истории. Тогда и возникла у Владимира мысль разобраться в истории своего рода, найти семейные истоки. Повезло - в архивах нашел личное дело своего деда, потому что тот в свое время оказался в числе репрессированных. В деле была анкета, где дед рассказывал о своем отце. Так, по крупицам, Владимир находил все новые свидетельства о своих корнях. Насчитал в семье аж девять орденоносцев, получивших награды только за заслуги в мирном труде. А военных наград у Надолинских и вовсе не сосчитать.
Такое обилие заслуженных людей в роду заставило историка-энтузиаста заняться своей родословной вплотную. "Этим мы укрепляем род и то место, где живем", - говорит он. За несколько лет Надолинский успел разыскать более 800 семей, из них 220 - кровная родня, и написать несколько книг. Пришлось освоить даже интернет - часть родственников и однофамильцев нашел через социальные сети.
Дальше пошло легче. Каждый старейшина, уважаемый человек своем роду, помогал Владимиру с составлением генеалогического древа семьи, рисовал свои "ответвления". Ветви дотянулись аж до 1745 года. Как выяснил Владимир, в начале ХХ века Надолинские стали расселяться по всему миру. Украина, Прибалтика, Израиль, Америка, Англия и, конечно, Россия - вплоть до Сибири и Дальнего Востока.
Но самым сложным было создать родовой герб.
- Мы - первые в России представители рабоче-крестьянской семьи, получившие свой герб, - говорит Владимир. - Сначала нас уверяли, что это совершенно невозможно по статусу семьи. Потом объясняли, что герб можно оформлять только на конкретного человека. Но мы стояли на своем: нужен герб рода.
Создавали его около полугода, соблюдая все правила. Выбрали свой вензель "Н", который теперь можно печатать на кольцах, эмблемах. В центре - шлем Александра Невского, украшенный иконой - символ рыцарства и русского духа. Затем земледельческая корона, как знак основного рода деятельности Надолинских. Много в роду и военных - поэтому есть на гербе звезда и лавровый венок. Тонкие сабли напоминают о казачьих корнях. Красный фон означает державность, синий - море, которое рядом. И пенная волна - с ней, по легенде, предки Владимира вышли у берегов Азовского моря "на долину". Отсюда, как показали исследования, и пошла фамилия - На-долинские.
- Получилось интересно: три главных цвета герба совпали со цветами российского флага, хотя у нас не было такой мысли, - говорит исследователь рода. Теперь, когда главный геральдический знак был готов, он решил собрать в местном Доме культуры всех найденных во время исследования Надолинских. Композитор Алексей Гуркин написал к этому событию гимн, который вначале исполнялся под гитару, но затем с помощью аранжировки придали ему торжественное звучание.
На первый съезд потомки из 11 населенных пунктов Дона съехались в село Новобессергеневка, которое основали, как выяснилось, именно Надолинские около века назад. Из 682 человек, так или иначе связанных древом рода, приехали 99, самой юной из которых, Анастасии, всего четыре года. Но она уже спела гимн. Старейшины - самые почтенные представители каждой ветви - получили геральдические грамоты и ленты, подтверждающие принадлежность к роду.
- Дачи раздадут, машины разобьют, а герб - это навсегда, - считает Владимир Надолинский. - Раньше бабушки рассказывали внукам историю рода, передавали из уст в уста. А теперь самый правильный способ продления жизни рода - через такие вот информативные вещи, как герб. Человек становится бессмертным, ведь его продолжение - в потомках, носящих его фамилию. Мы хотим, чтобы русскому роду не было переводу - вот в чем наша идея.